Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Визит министра иностранных дел Индии С. Джайшанкара ознаменовал геополитическое и стратегическое сближение между странами в меняющемся многополярном мире, пишет The Hindu. Согласие Нью-Дели на участие в саммите БРИКС свидетельствует о стремлении сторон укрепить сотрудничество, отмечается в статье.
Значимость завершающегося визита министра иностранных дел С. Джайшанкара в Россию подтверждается теми особыми усилиями, которые прилагают Москва и Нью-Дели, чтобы его поездка прошла успешно и результативно. Для Индии, которая заканчивает свой год активной дипломатии, пятидневный визит — это необычно долго, особенно в связи с тем, что как правило кремлевское руководство вообще не организует визиты столь высокого уровня накануне новогодних праздников. В равной степени необычно то обстоятельство, что российский президент Владимир Путин встретился с иностранным руководителем более низкого ранга, каким является Джайшанкар. Такая теплота имеет особое значение с учетом того, что премьер-министр Нарендра Моди уже дважды пропустил ежегодный саммит лидеров, который был нерушимой традицией и проводился с 2000 по 2021 год. Это вызвало предположения о том, что в российско-индийских отношениях не все хорошо с началом вооруженного конфликта на Украине. Индия старательно избегает критики в адрес Москвы, но ее тревожит сокращение объемов военных поставок, проблемы с расчетами в третьих валютах за импорт из России, а также общий упадок двусторонних отношений и контактов.
Понятно, что одна из главных задач Джайшанкара состояла в том, чтобы как-то сгладить реальные и мнимые разногласия. Подписанные в ходе визита соглашения, в частности, о дальнейшем сотрудничестве в рамках проекта АЭС Куданкулам, о развитии связей в области транспорта и логистики, о торговле, а также договоренность возобновить переговоры по соглашению о свободной торговле между ЕАЭС и Индией и расширять совместное военное производство, указывают на то, что двусторонние отношения на правильном пути. Это относится и к многостороннему сотрудничеству, особенно в связи с тем, что Россия в будущем году планирует провести саммит БРИКС в расширенном составе, а Москва и Нью-Дели по-прежнему согласовывают свои позиции в ООН и ШОС. С. Джайшанкар заявил, что Индия будет наращивать импорт российских углеводородов, несмотря на антироссийские санкции Запада, а это свидетельствует о прочности двусторонних связей "вне зависимости от политических колебаний".
Джайшанкар подтвердил, что индийская сторона в 2024 году возобновит свое участие в ежегодном саммите руководства, и это свидетельствует о стремлении сторон устранять любые помехи в отношениях между Россией и Индией. Он заявил, что российско-индийские отношения были "единственной константой в мировой политике" последние 60 лет. Это заявление не останется незамеченным, особенно в Вашингтоне и Пекине с учетом того, что из-за расследования по делу Паннуна (США заявили, что сорвали заговор Индии с целью убийства лидера сикхских сепаратистов и предъявили обвинение в его организации гражданину Индии — прим. ИноСМИ) в индийско-американских отношениях возникли определенные трения, а президент Джо Байден не принял приглашение Моди посетить Индию в День Республики. А индийско-китайские отношения уже который год находятся в тупиковой ситуации из-за военного противостояния. Пока непонятно, приведет ли российско-индийское дружелюбие к конкретным результатам, таким как создание механизма расчетов в рупиях и рублях и ускорение поставок ЗРК С-400. Но этот визит имеет особый смысл, который Джайшанкар охарактеризовал фразой "геополитическое и стратегическое сближение" между Россией и Индией в "меняющемся" многополярном мире. И именно за этим наиболее пристально будут следить как приверженцы, так и критики российско-индийских отношений.
Редакционная статья