Путин выигрывает пятые президентские выборы... Глубокие причины, по которым японские компании до сих пор не могут уйти из России

Shukan Gendai: 79 японских компаний продолжают работать в России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несмотря на многочисленные западные санкции, многие японские компании по-прежнему работают в России, пишет Shukan Gendai. Для Токио твердо следовать санкциям оказалось задачей из ряда "легче сказать, чем сделать". Но есть и другие причины, по которым бизнес не спешит уходить с этого рынка.
Президент Владимир Путин выигрывает пятый срок на президентских выборах в России. Хотя Россия становится все более изолированной от международного сообщества, многие японские компании по-прежнему продолжают работать в этой стране. Почему они не могут уйти, хотя их критикуют со всех сторон? Объяснение дает Мина Коидэ-Фишер, которая работала в крупных инвестиционных компаниях в США и является автором книги "Финансовые агенты".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Выборы президента России без конкурентов

Военная спецоперация России на Украине продолжается уже третий год, и на президентских выборах действующий президент Путин проходит на пятый срок.
Во вторую годовщину вхождения России на Украину западные страны в очередной раз объявили о продолжении экономических санкций против Москвы, а российский фондовый рынок находится под строгим западным контролем. Компании, которые продолжают вести бизнес в России, подвергаются резкой критике. Однако на самом деле многие иностранные, в том числе японские фирмы, концерны и предприятия, не прекратили свою деятельность в России.
В связи с этим Институт экономики (KSE) Киевского экономического университета на Украине и Йельский университет в США постоянно отслеживают движения глобальных компаний, задействованных на российском рынке. База данных KSE называется проектом "Покинуть Россию" и чрезвычайно подробна.
По данным KSE, по состоянию на 1 марта 2024 года в России продолжали работать 1641 глобальная компания. Если добавить к этому количество компаний, которые сократили свой бизнес или приостановили инвестиции, но не вышли из него, общее количество компаний в группе "оставшихся" составит 2178.
С другой стороны, только 372 иностранные компании полностью ушли с российского рынка путем продажи бизнеса или иными способами (среди 1572 компаний, приостановивших свою деятельность в России или выходящих из нее).
Среди 1641 иностранных бизнес-структур, продолжающей вести дела в России, 79 японских компаний и организаций.
Глядя на их список, мы видим такие крупные фирмы, как JT (Japan Tobacco Inc.), Komatsu, Makita, NYK Line, Hitachi Zosen, Toppan Printing, Eisai, Brother Industries, Nippon Express, Toyo Tire, Kuraray, Sumitomo Electric Industries, Hakuhodo, Unicharm. Названия известных японских компаний буквально выстраиваются в очередь одно за другим. У них даже появилось жаргонное обозначение Studio Ghibli (популярная японская анимационная студия, знаменитая своими красочными произведениями).
Так какие же обстоятельства мешают этим компаниям прекратить свой бизнес в России?
Зачем Япония проводит конференцию по восстановлению Украины, когда та все еще находится в состоянии вооруженного конфликта?Япония проводит конференцию по восстановлению Украины, чтобы первой поучаствовать в ее реконструкции, пишет Asahi Shimbun. Это означает инвестиционные и бизнес-возможности для японских стартапов, в большом количестве представленных на мероприятии, отмечается в статье.

Причины, по которым иностранные компании не уходят из России

Если посмотреть на каждую отрасль, то выясняется, что фармацевтика освобождена от санкций с гуманитарной точки зрения. Возможно, по этой причине среди 160 иностранных компаний, связанных с фармацевтикой, нет таких, которые бы ушли из России полностью, хотя некоторые из них сократили свой бизнес или заморозили инвестиции. При этом 113 компаний продолжают активно работать на огромном российском рынке. Сюда входят и такие японские компании, как Eisai, Santen Pharmaceutical и Nipro.
Поскольку решения в области фармацевтики оставлено на усмотрение самих компаний без внешнего воздействия, им сложно решиться на уход из России. По данным DSM Group, исследовательской компании в сфере здравоохранения, размер российского фармацевтического рынка составляет 2,6 триллионов рублей, и это быстро растущий рынок, который только в 2022 году увеличился на 12%.
Хотя некоторые европейские и американские компании переходят к ограничению продаж в России жизненно важных лекарств, по данным российской экономической газеты "Ведомости", доля иностранных компаний на российском фармацевтическом рынке в первой половине прошлого года осталась неизменной по сравнению с предыдущим годом и составила одну треть.
Помимо фармацевтики, многие отрасли, связанные с ресурсами, такими как природный газ, также имеют много остающихся предприятий: 133 компании продолжают вести бизнес в России.
Хотя Германия и другие страны ЕС заявляют, что они "ушли из России, они по-прежнему полагаются на российские ресурсы. Это связано с тем, что мощности терминалов СПГ в Европе в настоящее время недостаточны, что делает невозможным полное замещение российского газа, импортируемого по трубопроводам.
В список оставшихся компаний, составленный KSE входят такие европейские компании, как VNG, крупный импортер природного газа, аффилированный с немецкой энергетической компанией, и Belgian Flaxies, которая управляет терминалами СПГ.
Кроме того, в ответ на западные санкции Россия значительно увеличила экспорт энергоресурсов в Китай и Индию, воспользовавшись более низкими, чем международные спотовые ценами. В прошлом году китайская таможня объявила, что импорт сырой нефти в Китай из России вырос на 24% по сравнению с предыдущим годом, что сделало Россию крупнейшим поставщиком сырой нефти в страну.
Если до начала российской СВО на Украине Индия почти не импортировала сырую нефть из России, то теперь она закупает треть своего импорта сырой нефти из России (согласно заявлению индийского правительства).
Отражая эту ситуацию, приведенный выше список включает 11 китайских нефтяных компаний, таких как CNPC и Sinopec, и 18 индийских компаний, что создает впечатление очень высокой деловой активности.
Более того, реальностью является то, что российский природный газ поставляется в Европу обходным маршрутом через Турцию. В 2020 году открылся "Турецкий поток", общая длина которого составляет около 930 километров и который соединяет Россию с Турцией по дну Черного моря. Один из двух трубопроводов предназначен для Европы.
Посредничество в продаже российских энергоресурсов является национальной политикой Турции, и в приведенном выше списке также фигурирует название турецкой национальной нефтепроводной компании Botas, которая имеет долгосрочный контракт с российским "Газпромом".
Владелец малого бизнеса поймал удачу на миллиард долларов благодаря исходу западных компаний из РоссииРоссийский предприниматель Алексей Сагал купил российские предприятия Ball и Heineken, сообщает Bloomberg. Его стремительный взлет — пример того, как конфликт изменил Россию и ее деловой ландшафт, расчистив новичкам путь к прежде недоступным богатствам и власти.
Получение иностранной валюты посредством экспорта энергоресурсов обогащает национальную казну России и финансирует ее военные операции на Украине, поэтому оно подвергается резкой критике со стороны международного сообщества.
Однако Япония не может искренне участвовать в этой критике. Ведь в приведенный выше список включены названия 13 японских компаний и организаций, в том числе ITOCHU Corporation, Tokyo Electric Power Company, Tokyo Gas, Osaka Gas, Hiroshima Gas, Toho Gas и JOGMEC.
Япония зависит от России примерно на 10% импорта природного газа и на 3% поставок электроэнергии. Хотя в среднем эти цифры кажутся небольшими, но если говорить конкретно, то Hiroshima Gas закупает 50% своего СПГ у российского проекта "Сахалин-2", Toho Gas из префектуры Аити - около 20%, а Kyushu Electric Power, Tohoku Electric Power и Tokyo Gas закупают примерно по 10%.
Если бы эти ресурсы покупались по спотовым ценам, которые намного выше, чем по долгосрочным контрактам, затраты значительно увеличились бы, а торговый дефицит Японии из-за импорта энергоносителей еще больше возрос.
Что касается участников проекта "Сахалин-2", в который инвестировали Mitsui & Co. и Mitsubishi Corporation, то, как известно, Shell объявила о выходе из него в 2022 году, после чего российская сторона уведомила, что передаст свои доли в проекте новой управляющей компании. Русские попросили акционеров старой компании повторно подать заявку на инвестирование в новую компанию.
В конце концов, японское правительство выразило поддержку двум вышеупомянутым торговым компаниям в сохранении в целях сохранения своих интересов. Газовые и электрические компании также получили возможность повторно заключать контракты с новой управляющей компанией "Сахалина-2" на тех же условиях, что и раньше.
Так что оказалось, что для Японии твердо следовать санкциям оказалось задачей из ряда "легче сказать, чем сделать". Похоже, что энергетическая безопасность страны стала приоритетом над санкционными соображениями.

В санкциях против России есть "лазейка"

Наиболее эффективным из серии санкций против России стало ужесточение финансовой политики, включая заморозку валютных резервов Центрального банка России, которые на момент начала спецоперации России на Украине оценивались примерно в 600 миллиардов долларов. Сюда же относится отключение России от глобальной платежной системы SWIFT.
Считалось, что если Россию исключить из международной платежной системы, она не сможет получать платежи за экспорт ресурсов, а центральному банку России также будет сложно продавать иностранную валюту и покупать рубли для их поддержки.
Действительно, рубль сильно упал, а по российским государственным облигациям, номинированным в иностранной валюте, объявлен дефолт, поэтому финансовые санкции можно рассматривать как имеющие частичный эффект.
Однако, как уже говорилось выше, чтобы компенсировать снижение экспорта в Европу, Москва значительно увеличила экспорт ресурсов в Китай, Индию и Турцию, а вырученные средства переводятся в Россию через финансовые институты Китая и других стран. Более того, многие европейские страны по-прежнему импортируют энергию из России, которая также оплачивается России через финансовые учреждения, которым не запрещен доступ к системе SWIFT.
Поляки обходят санкции. Русскую фанеру продам дешевоНесмотря на все санкции, в Польше легко можно купить фанеру из России, пишет DGP. Причем этот товар пользуется спросом. В 2023 году импорт российской фанеры в ЕС увеличился более чем в четыре раза, а конкретно в Польшу – почти в шесть раз.
Доказательством того, что российские финансы циркулируют, служит тот факт, что если первоначально ожидалось, что ВВП России снизится на 10%, то картина оказалась иной. Темпы роста российского ВВП, по оценкам МВФ, даже возросли и составили в прошлом 2023 году 3% и прогнозируются на уровне 2,4% в году нынешнем.
Хотя возможно, жизнь людей в России и стала сложнее, похоже, что средства для продолжения ее военных операций на Украине далеко не иссякли. Так что было бы справедливо сказать, что антироссийская западная экономическая блокада оказалась неэффективной.
По данным KSE, в России продолжают работать 67 банков и платежных организаций со всего мира. Только крупных китайских финансовых институтов, ведущих бизнес-операции в России, насчитывается 15, в том числе Банк Китая, Промышленно-коммерческий банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая и Китайский строительный банк.
Согласно исследованию МТС-банка, аффилированного с крупнейшей российской телекоммуникационной компании, в первой половине прошлого года юань превысил доллар и евро в торговых расчетах российских компаний. Если в первой половине 2022 года около 90% российских транзакций осуществлялись в долларах США и евро, то в течение последних двух лет платежи в юанях быстро выросли почти до 50%.
В декабре прошлого года президент Байден подписал указ о вторичных санкциях против России. Чтобы не допустить лазеек, правительство планирует ввести суровые наказания для финансовых учреждений, которые содействуют торговле с Россией, но неясно, насколько эффективны эти меры будут против китайских банков.
В группу, оставшуюся в России, входят многие западные финансовые институты, такие как американский JP Morgan, германский Allianz и японский Mizuho Bank. Если вы включите в их список финансовые компании, которые сократили или прекратили новые инвестиции в Россию, но не отказались от них, вы найдете среди них Credit Suisse, Bank of America, Apple Pay, а также японские MUFG и SMFG.
Мало того, компаниям из "недружественных стран" в таких важных секторах, как ресурсный и финансовый, запрещено выходить из России без разрешения президента Путина, так что, даже если бы они захотели, вполне вероятно, что не смогут легко это сделать.

Между двух огней?

Одна из важных причин, по которой компании не решаются выйти из российского бизнеса, заключается в том, что российское правительство подняло стоимость этого выхода.
В прошлом году Национальное антикоррупционное агентство Украины включило в свой "позорный список сторонников войны" компанию Japan Tobacco International, дочернюю компанию Japan Tobacco, которая получает большую часть своих доходов и прибыли из России, вместе с конкурентом Philip Morris.
Сумма налогов, выплаченных Japan Tobacco International России в 2020 финансовом году, составила примерно 4 миллиарда долларов. Россия представляет собой ценный растущий рынок, который компания JT приобрела в 2007 году, когда инвестировала колоссальные 22 миллиарда долларов в приобретение британской компании Gallaher. Согласно последним финансовым результатам, JT занимает лидирующую долю российского табачного рынка — 37,4%.
В условиях антироссийских санкций японские компании получают дивиденды по сахалинским энергетическим проектам в юаняхЯпонские концерны с энергетическими проектами на Сахалине стали получать дивиденды в юанях. Это дедолларизация мировой экономики в действии, пишет NK. Авторы статьи добавляют: в 2022 году доля доллара в мировых валютных резервах сократилась в десять раз быстрее, чем за последние 20 лет.
Крупнейшим акционером JT является правительство Японии, которому принадлежит примерно треть компании. Первоначально у правительства была возможность выступить в роли "акционера-активиста" и убедить JT уйти с российского рынка. Оно этого не сделало. Японское правительство в очередной раз обвинили в парламенте в том, что оно закрывает глаза на этот вопрос.
Однако, даже если JT и Philip Morris решат продать свои активы и уйти из России, то кто же будет независимым оценщиком, то есть тем, кто оценивает рыночную стоимость того, за сколько актив может быть продан? Им будет российское правительство.
Более того, инвесторы из "недружественных стран" по нынешним российским правилам должны продать свои активы как минимум за половину их оценочной стоимости. А на выручку от продажи (которая и так составит половину цены нижней оценки) будет взиматься сбор в размере 10% (налог на снятие средств), который пойдет в российскую государственную казну.
Прошлым летом Россия также заявила, что любой будущий выкуп активов, проданных компаниями "недружественных стран", должен происходить в течение двух лет с момента продажи и должен быть осуществлен по рыночной цене (т. е. вдвое дороже, чем компании их продали). Россия теперь может делать все, что хочет с теми иностранными компаниями, которые хотят из нее уйти, и у них не будет другого выбора, кроме как подчиниться этим необоснованным требованиям.
Искры от таких решений российского правительства падут также на компании, прекратившие свою деятельность в этой стране. Россия подала в суд на такие компании, как Netflix и Apple, а немецкая дочерняя компания DMG Mori Seiki, была заклеймена Украиной "сторонником войны" из-за недостаточного контроля деятельности своего филиала в России.
И все же продолжать бизнес тоже России непросто. В прошлом месяце японская государственная организация внешней торговли JETRO провела опрос 156 японских компаний, расположенных в России (из них 60% полностью или частично вышли из бизнеса), и обнаружила, что трудности, с которыми они сталкиваются в бизнес-операциях, включают запрет на экспорт из Японии и ряд операционных ограничений. У них есть серьезные проблемы, включая расчеты с торговыми партнерами, сбои в логистике и движение средств внутри и за пределами России.
Для компаний из "недружественных стран", включая Японию, вести бизнес с Россией — это как быть "между двух огней".
Автор: Мина Коидэ-Фишер (Mina Koide-Fisher)
Обсудить
Рекомендуем