Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Союз пограничников Финляндии сомневается в реалистичности исполнения нового закона о "выдворении" мигрантов, сообщает Yle. Отказывать в убежище планируют всем, кто не относится к "уязвимой" группе, а определять ее будут пограничники. Всю ответственность правительство перекладывает на них.
Если предложенный финским правительством так называемый "закон о выдворении", позволяющий депортировать приехавших на границу Финляндии просителей убежища обратно в Россию, вступит в силу, финские пограничники могут оказаться в затруднительном положении. Финский профсоюз пограничной службы обеспокоен положением госслужащих.
Переданный на рассмотрение финского парламента так называемый "закон о выдворении" пока вызывает массу вопросов.
В период действия закона подать заявление о предоставлении убежища на определенном участке финской границы будет невозможно. Исключение будут составлять лица, находящиеся "в особо уязвимом положении". Речь идет о детях, инвалидах и людях, которым грозит опасность подвергнуться, например, пыткам или смертной казни.
По имеющейся сейчас информации, решение о том, кому давать возможность подать заявление, должны будут принимать пограничники. Союз пограничной безопасности предложил, чтобы оценку статуса просителя убежища проводил руководитель полицейского округа или, по крайней мере, лейтенант полиции.
Министр внутренних дел Мари Рантанен (Mari Rantanen, "Истинные финны") заявила Yle, что такой подход является нереалистичным.
По словам председателя Союза пограничной безопасности Эркки Хирвонсало (Erkki Hirvonsalo), такие решения можно принимать только с опорой на коллег, дополнительную подготовку и четкие инструкции.
Особое внимание нужно уделить правовой защищенности госслужащих. "Закон о выдворении" имеет много сложных аспектов, например, касающихся договоров в области прав человека и конституции Финляндии.
Определить, кому нужна особая защита, не всегда легко.
В худшем случае Россия предъявит территориальные претензии ФинляндииВ Москве предложили рассчитать новые координаты морской границы в Финском заливе, пишет Iltalehti. Эта новость напугала Хельсинки. Финны обвинили русских в подготовке агрессии. Между тем Россия намерена действовать в рамках Конвенции ООН по морскому праву и исправить ошибки СССР.
23.05.202400
"Например, с маленькими детьми все очевидно, а как быть, если речь идет о 16-18-летних? Вопросы вызывает и инвалидность: не указано, какую степень инвалидности нужно брать во внимание. А если у кого-то порок сердца или что-то подобное? Мы не врачи, как мы сможем с этим разобраться?" — перечисляет Хирвонсало возможные сложности при работе с законом.
По словам Эркки Хирвонсало, важно, чтобы решения не приходилось принимать прямо на месте. Он считает, что лучшим решением было бы заранее определить лиц, которым могут одобрить предоставление убежища в исключительном порядке, и доставить их к пункту пропуска.
"У пункта пропуска уже можно было бы разобраться, есть ли у человека основания для получения исключительного статуса или нет. И если этих основания не подтвердятся, то человека можно будет отправить обратно".
Решение госслужащего не будет подлежать обжалованию. На решение, которое считается неправильным, можно будет подать жалобу, и госслужащий может столкнуться с последствиями. Однако сама жалоба не приведет, например, к изменению решения или возмещению ущерба.
Хирвонсало считает, что в случае вступления закона в силу хлынет поток жалоб.
"Нужно будет разобраться, как работать с новыми ситуациями. Например, человека, могли принять за взрослого, а на самом деле он был ребенком, и ему не разрешили подать заявление о предоставлении убежища. Государственный служащий сам несет ответственность за свою работу. В случае принятия нового закона обязательно пойдут жалобы".
Пограничники оказались в затруднительном положении
Мартти Коскенниеми (Martti Koskenniemi), заслуженный профессор международного права, с которым побеседовала Yle, заявил, что сам он "ни при каких обстоятельствах" не согласился бы провести оценку уязвимого статуса человека на позиции пограничника.
Погранслужба должна будет примерить на себя роль охраны. Каково будет психологическое состояние "охранников", если человек, которого они не пропустили через границу, подвергнется опасности или пыткам?
Эркки Хирвонсало заявляет, что в такой ситуации не чувствовал бы себя виноватым, поскольку он бы осознавал, что действует согласно закону и инструкциям. Однако Хирвонсало подчеркивает, что может говорить только за себя.
"Конечно, могут возникнуть ситуации, когда будут сомнения касательно принятого решения. Но госслужащему просто придется научиться с этим жить".
"Закон о выдворении" был передан в парламент, где будет рассмотрен комитетом по конституционному праву. Поскольку это исключительный закон, его принятие требует значительной поддержки со стороны оппозиции. Для принятия закона, действующего в течение одного года, всегда требуется особая подготовка.
Автор: Марика Пауккери (Marica Paukkeri)