Чем крайне правые привлекают европейскую молодежь

FT: европейская молодежь предпочитает голосовать за правые оппозиционные партии

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Молодежь из стран ЕС симпатизирует "правым" партиям, пишет FT. Авторы статьи подробно и немного завистливо рассказывают о политиках, которые своими идеями смогли завоевать популярность юношества, и приходят к общему в таких ситуациях выводу: все они — "популисты", националисты и, разумеется, "радикалы".
Ги Шазан (Guy Chazan)
Правые популисты окучивают демографическую грядку, уставшую от экономической незащищенности и миграции
18-летний ученик типографщика Эрик Либегут (Eric Liebegut) уже знает, за кого он будет голосовать на европейских выборах на следующей неделе — за крайне правую "Альтернативу для Германии" (АдГ). По его словам, они намерены порвать с мрачным настоящим и взамен предлагают светлый образ будущего.
"Все остальные уже засиделись у руля, — говорит он. — Теперь наша очередь".
Либегут носит толстовку с надписью на немецком: "Родина — это будущее". Он — довольно типичный представитель нового поколения молодых европейцев, соблазненных сладкозвучными посулами правых популистов с их смесью этнонационализма, неполиткорректности и консервативных ценностей.
Когда-то его выбор мог показаться странным. АдГ появилась на свет в 2013 как детище среднеклассовых экономистов-"душнил", возмущенных масштабами той финансовой помощи, которую Германия оказывала всей остальной еврозоне. Но в последние годы бунтарский и контркультурный имидж снискал партии полчища легион новых поклонников — особенно в Восточной Германии.
Эксперты отмечают, что большинство представителей поколения Z [родившиеся примерно с 1997 по 2012 год] и молодых миллениалов [родившиеся примерно с 1981 по 1996] по-прежнему поддерживают прогрессивные партии — тех же "Зеленых". Но в то же время опросы показывают, что по всей Европе некогда чуждые молодежи крайне правые набирают силу.
Во Франции целых 36% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет поддерживают "Национальное объединение", Марин Ле Пен (Marine Le Pen), а в Нидерландах 31% проголосовали за Партию свободы Герта Вилдерса (Geert Wilders), которая выиграла прошлогодние выборы и только что сформировала правительство — и обещает принять "самый жесткий закон о предоставлении убежища за всю историю".
Между тем, недавний опрос показал, что 22% немцев в возрасте 14–29 лет поддерживают АдГ (по сравнению с 12% в 2023 году). Ни одна другая партия не пользуется столь обширной поддержкой в этой возрастной группе.
Эти тенденции могут повлиять на исход выборов в Европейский парламент, на которых многие избиратели будут голосовать впервые. Текущие опросы показывают, что до четверти мест в новом законодательном органе достанется правым популистам — по сравнению с пятой частью в 2019 году.
Этот "резкий поворот вправо" чреват "значительными последствиями для политики на уровне блока", предупреждает Европейский совет по международным отношениям. Он может значительно осложнить ЕС задачу по мобилизации большинства для реализации своей повестки дня по борьбе с переменой климата и усилению власти Брюсселя.
Эксперты говорят, что крайне правые партии, включая испанский "Голос", подают себя своего рода бунтарями против системы, и это импонирует молодым мужчинам. Лидер "Голоса" Сантьяго Абаскаль (Santiago Abascal) критикует "прогрессивную диктатуру" и клянется отменить законы о правах трансгендеров и абортах и положить конец "климатическому изуверству".
"Все дело в бунте, нарушениях и провокациях, — объясняет профессор современной истории Автономного университета Барселоны Стивен Форти (Steven Forti). — Они утверждают, что борются с культурной гегемонией левых либералов, и многие молодые люди верят их посулам. Особенно молодые мужчины, убежденные, что феминизм лишил их мужества".
Эти настроения сполна отразились в ролике, гулявшем в социальных сетях Германии на прошлой неделе. В нем группа состоятельных молодых мужчин и женщин на вечеринке на Зильте, популярном курорте для богатых, скандирует "Иностранцы — вон" и "Германия для немцев". Один из молодых людей в толпе даже "зигует" — исполняет запрещенное нацистское приветствие.
Депутат Европейского парламента от АдГ Максимилиан Кра (Maximilian Krah), возглавляющий список партии на выборах в Европейский парламент, считает, что крайне правым помогла "поразительная непривлекательность нынешних левых".
В 1960-е и 70-е годы, в эпоху хиппи, Вудстока и движения против войны во Вьетнаме, левые, наоборот, манили подростков. "Но сегодня они смотрятся весьма уныло. Вегетарианская еда? Грузовые велосипеды? Да не смешите меня", — говорит Кра.
Как и "Голос", АдГ дает отдушину молодежи, разочарованной идеологией "пробудизма" и отвергающей статус-кво, который олицетворяет коалиция социал-демократов, "зеленых" и либералов под началом канцлера Олафа Шольца.
"Левые проталкивают программу „экономического антироста“, по сути, обещая молодым людям, что они будут жить беднее, чем их родители, бабушки и дедушки. А еще они внушают, что им придется пойти на жертвы ради спасения климата, — говорит Кра. — С нами же им ничем жертвовать не придется".
Благодаря своим ярким видеороликам в TikTok и имиджу подстрекателя Кра снискал массу поклонников среди молодого электората АдГ. Но иногда он дает маху даже по меркам своих крайне правых союзников. Так, в интервью The Financial Times он заявил, что не все члены СС, руководившие лагерями смерти Адольфа Гитлера, были преступниками.
Эти слова вызвали бурю негодования в Париже, где Ле Пен объявила, что ее "Национальное объединение" разрывает всякое сотрудничество с бывшим немецким союзником. Пристыженный Кра пообещал воздержаться от дальнейших выступлений в ходе предвыборной кампании и вышел из исполнительного совета АдГ. Однако это не успокоило ни "Национальное объединение", ни остальных союзников АдГ из крайне правой группы "Идентичность и демократия" в Европейском парламенте, которая всего днем позже вычистила партию из своих рядов.
Однако, судя по опросам, постоянные скандалы отпугивают лишь избирателей из середины. Молодой авангард АдГ, похоже, к такой антирекламе невосприимчив. Лидер молодежного крыла АдГ "Юная альтернатива" в восточной земле Саксония-Анхальт Флориан Русс (Florian Russ) говорит, что молодежь тянется к партии как раз из-за дружного общественного осуждения.
"Это как в 1950-е с рок-н-роллом — юношеский бунт в чистом виде, — объясняет он. — Многие тогда слушали Элвиса, потому что родители его запрещали. То же самое и с АдГ. Люди спрашивают — неужели они и впрямь настолько плохи? Они решают проверить сами и выясняют, что эти ребята совсем даже неплохие".
Растущая привлекательность АдГ среди немецкой молодежи уже начала приносить плоды. На региональных выборах в прошлом году за них отдали голоса 15% впервые голосовавших избирателей в богатой западногерманской земле Гессен и 16% в Баварии. Это при том, что на выборах в Бундестаг в 2021 году партия набрала лишь 6%.
Тенденция к "поправению" ясно читается в последнем ежегодном опросе немецкой молодежи. Вышел подлинный срез поколения, потрясенного пандемией коронавируса с ее карантинами и "удаленкой" и ошарашенного конфликтом на Украине, инфляцией и продолжающимся климатическим кризисом.
Исследование также показало, что среди молодежи тревогу из-за перемены климата вытеснили проблемы более насущные — острая нехватка доступного жилья, хрупкость пенсионной системы Германии и страх нищей старости.
"Меня определенно тревожит собственное будущее, — говорит Софи Вольфрам (Sophie Wolfram), 18-летняя сторонница АдГ из Бад-Лаухштедта в земле Саксония-Анхальт. — Интересно, какая у меня будет пенсия — да и будет ли вообще?".
"Мы столкнулись с целой массой неопределенностей, и мне кажется, что старые партии попросту ничего с этим не делают", — добавила она.
Это довольно типичная точка зрения, говорит соавтор исследования Симон Шнетцер (Simon Schnetzer). "Молодежь действительно настроена пессимистично, — говорит он. — У многих сложилось ощущение, что у им уже сейчас не хватает денег и что они не смогут поддерживать тот уровень жизни, в котором выросли".
От Испании и Италии на юге до Румынии на востоке — везде правые партии стараются извлечь выгоду из нахлынувшего уныния. В Румынии 25% собравшихся голосовать молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет поддерживают крайне правый "Альянс за объединение румын" — это самая популярная партия в этой возрастной группе. "Альянс" хочет сплотить всех говорящих на румынском языке (включая жителей Молдавии) в Великую Румынию. Он критикует Бухарест за военную поддержку Украины и выступает против "гендерной идеологии" и атеизма.
Политолог из Орхусского университета в Дании Костин Чобану (Costin Ciobanu) говорит, что популистские партии вроде того же "Альянса" черпают подпитку в разочаровании широким коалиционным правительством. "Это позволяет им успешно подавать себя борцами с „политическим сговором“", — объясняет он.
Крен в правый популизм на выборах в ЕС сулит большой сдвиг по УкраинеВыборы в Европейский парламент в июне могут осложнить региональную поддержку Украины, пишет RS. Стремление ЕС вооружать и финансировать Киев самостоятельно встретит мощное сопротивление со стороны ширящегося популистского блока, отмечается в статье
На руку "Альянсу за объединение румын" и глубокий пессимизм, воцарившийся в румынском обществе. Недавний опрос Румынского института оценки и стратегии показал, что лишь 23% молодежи доверяют румынской демократии, а 67% хотят уехать из страны или хотя бы единожды задумывались об эмиграции.
В Германии экономический пессимизм внушает молодежи скептическое отношение к мигрантам. В опросе Шнетцера 41% респондентов заявили, что обеспокоены скачком числа беженцев — за прошлый год их прибыло почти вдвое больше, чем в 2022 году.
"Иммиграция росла и раньше, но тогда люди говорили: „Я не против, ведь у меня лично все в порядке“, — говорит Шнетцер. — Но теперь люди хуже обеспечены финансово. Поэтому они стали восприимчивее к посылу АдГ, что правительство потеряло контроль над ситуацией".
Избиратели перетекают к АдГ вопреки потоку нелестных новостей о партии. В середине мая полиция начала расследование о коррупции и отмывании денег в отношении одного из самых видных ее депутатов — Петра Быстрона (Petr Bystron), которого подозревают в получении денег от России за распространение прокремлевской пропаганды. Сам он обвинения отрицает. В апреле полиция арестовала одного из помощников Кра по обвинению в шпионаже в пользу Китая.
Однако складывается ощущение, что ничто из этого не в силах поколебать армию верных сторонников АдГ. Ее рейтинги немного снизились, но по-прежнему выше, чем у любой из партий коалиции Шольца, и по всем опросам она наверняка займет первое место на трех важных региональных выборах в восточной Германии в конце года.
Эрик Либегут, родом из небольшого восточногерманского городка Шёнебек, считает, что АдГ — единственная партия, которая намерена побороться с проблемой, которая тревожит его больше всего: нелегальной иммиграцией. Партия хочет закрыть немецкие границы на засов — и он поддерживает это обеими руками.
"Я хочу, чтобы здесь все было спокойно, — говорит он за чашкой горячего шоколада в Магдебурге, столице земли Саксония-Анхальт. — Я хочу защитить мою семью".
Однако одной иммиграцией дело не ограничивается. Для некоторых молодых людей мотивация голосовать за "Альтернативу" гораздо глубже. "Все дело в традициях и верности родине", — объясняет юная сторонница партии Вольфрам.
Лидер молодежного крыла Русс считает, что немцы утратили самосознание. "От людей осталась разве что пустая оболочка, они больше не видят себя частичкой чего-то большего, частью немецкого народа, и это действительно большая проблема", — говорит он.
По его словам, немцы настолько "зациклились" на нацистской эпохе и Холокосте, что это мешает им ощущать здоровый патриотизм. "Когда ты говоришь, что ты немец, тебе вроде как уже приходится оправдываться, даже если сам ты ничего дурного не сделал", — говорит он.
Это одна из причин, почему Вольфрам нравится АдГ — ее скептическое отношение к немецкой "культуре памяти". "Нацистский период — это далеко не вся история Германии — а лишь маленькое пятнышко", — говорит она.
По ее словам, АдГ привечает тех, "кто не стыдится сказать, что он немец". "Они разрешают тебе говорить это вслух, и это нормально, это законно, это не запрещено", — говорит она.
У Кра есть видео в TikTok под названием "Наши предки — не преступники", в котором подчеркивается именно эта мысль. "У нас есть все основания гордиться нашей страной и людьми, которые ее построили", — говорит он в камеру.
Похожие соображения стоят и за его нашумевшим замечанием насчет СС. "Прежде чем назвать кого-то преступником, мне бы очень хотелось знать, что он натворил лично", — сказал он, добавив, что многие из 900 000 эсэсовцев "простыми фермерами, у которых не было иного выбора".
Кра стал своего рода звездой TikTok. В прошлом году его видео с советами, как вести себя на свидании, "завирусилось". Помимо прочего, он признал, что "у каждого третьего молодого человека никогда не было девушки" и посоветовал: "Не смотрите порно, не голосуйте за „Зеленых“, почаще бывайте на свежем воздухе, научитесь за себя постоять".
"Настоящие мужчины — правые, — заявил он. — Может, после этого у тебя появится девушка". Видео собрало более 1,4 миллиона просмотров.
Это типичный прием из репертуара крайне правых партий, которые любят создавать в социальных сетях заманчивый образ молодой, уверенной в себе мужественности, объясняет доцент кафедры сравнительной европейской политики Оксфордского университета Тарик Абу-Чади (Tarik Abou-Chadi).
"Этот портрет европейца противопоставляется приезжему, — объясняет он. — Это не хрестоматийный неонацист, а парень, который ходит в спортзал, подтянутый, ухоженный, даже лощеный, чтит закон и порядок, молодой и мужественный".
"Радикальные правые далеко ушли в создании такого образа за последние десять лет", — добавил он.
Преимущества такого подхода очевидны в рейтингах харизматичного 28-летнего Жордана Барделлы ( Jordan Bardella), возглавляющего список "Национального объединения" на европейских выборах. Со своей аудиторией в 1,2 миллиона подписчиков в TikTok он играет ключевую роль в попытках партии привлечь голоса молодежи.
АдГ в социальных сетях избрали похожую стратегию. Политический консультант Йоханнес Хиллье (Johannes Hillje) говорит, что партия еще много лет назад осознала, что недорабатывает с молодыми избирателями — и с тех пор стала "первой партией в Германии, которая пользуется возможностями TikTok систематически и стратегически".
Похоже, что пиар-стратегия АдГ работает. Хиллье просмотрел в TikTok все ролики парламентских партий Германии с января 2022 года по декабрь 2023 года, и обнаружил, что АдГ в среднем собирала по 430 000 просмотров. Никто из соперников и рядом не стоял.
Хиллье говорит, что политики АдГ через TikTok "обращаются к молодежи доверительно — подчас на весьма личные темы". Платформа идеально подходит партии, ведь сам ее алгоритм предлагает зрителям "более зажигательные, спорные и провокационные ролики". Это служит АдГ "эмоциональной приманкой, которая привлекает аудиторию". Сам он называет этот прием "психополитикой".
Эксперты говорят, что тенденция к бегству молодежи в крайне правый лагерь наметилась по всей Европе, но они подчеркивают, что таких по-прежнему меньшинство.
Молодые люди по-прежнему предпочитает партии прогрессивного толка, говорит профессор истории Форти. "Большинство из них принимают такие вещи как иммиграция, феминизм, права геев, — говорит он. — Не следует исходить из того, что все они скопом голосуют за крайне правых".
Но все же очевидно, что у популистов есть своя притягательная сила — особенно у жестких консерваторов вроде АдГ с их отсылками к золотой эре политической стабильности 1950-х, традиционной семье и этнической однородности.
"АдГ говорит, что Германия катится к чертям собачьим, а сами они обещают вернуть прежнее положение дел, — говорит 31-летний журналист из Frankfurter Allgemeine Zeitung Яннис Кольтерманн (Jannis Koltermann), автор статей о „поправении“ молодого поколения. — Посыл выходит такой: раз от будущего ждать больше нечего, почему бы не выбрать людей, которые обещают хотя бы возврат в лучшее прошлое?".
Статья написана при участии Лейлы Аббуд, Мартона Дуная, Барни Джопсона, Энди Баундза и Джона-Бёрна Мердока.
Обсудить
Рекомендуем