Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российская ПВО способна сбивать истребители ВСУ практически в любой точке Украины, пишет Forbes. Так что Киев не сможет поднимать F-16 на большую высоту, а переданные для этих самолетов ракеты класса "воздух – воздух" AIM-120D окажутся неэффективны.
Совершенно очевидно, чтó сделают украинские ВВС со своими 85 самолетами Lockheed Martin F-16 в ближайшие недели, когда юркие сверхзвуковые истребители начнут прибывать из Европы.
ВВС Украины попытаются перехватить истребители-бомбардировщики “Сухой” ВКС России, которые уже сбросили по украинским войскам и городам до 3 000 планирующих бомб со спутниковым наведением. Планирующие бомбы КАБ стали для русских “чудо-оружием”, отметила украинская аналитическая группа Deep State. А у ВСУ пока “практически нет мер противодействия”.
С высоты и на хорошей скорости Су-34 может сбросить планирующую бомбу на 40 километров — или даже на 65 километров, если речь идет о новых КАБ с увеличенной дальностью полета. Это достаточно далеко, чтобы имеющаяся система ПВО Украины — состоящая из бывших советских истребителей и ракетных батарей на земле — не всегда могла дать ответный удар.
Но украинским пилотам F-16 предстоит немало потрудиться, объяснил аналитик Джастин Бронк в новом докладе Королевского объединенного института оборонных исследований в Лондоне. “Регулярно перехватывать полеты планирующих бомб будет очень сложно”, — написал Бронк.
Основная проблема — наземная российская система ПВО, из-за которой боевым самолетам ВСУ крайне опасно подниматься на большую высоту практически в любой точке Украины, но особенно в радиусе примерно 160 километров от линии фронта — в пределах досягаемости зенитных ракетных комплексов С-400.
Вполне возможно, что Украина получит для своих F-16 ракеты класса “воздух – воздух” AIM-120D дальностью 160 километров, что, по-видимому, позволит ее пилотам поражать российские самолеты с планирующими бомбами с самого края зоны действия российской ПВО. Однако полную дальность поражения AIM-120 обеспечить не смогут.
“Вблизи линии фронта украинским пилотам придется летать на очень малых высотах, чтобы их не обнаружила и не сбила эшелонированная российская ПВО”, — написал Бронк.
“На столь малых высотах ракеты запускаются в плотном воздухе с большим аэродинамическим сопротивлением и должны подниматься против силы тяжести, чтобы достичь высот, где находятся цель, — объяснил Бронк. — В результате к тому моменту, когда их ракетные двигатели сжигают топливо после первых секунд полета, они и близко не набирают той скорости или высоты, как если бы их запускали с истребителя, летящего в разреженном воздухе на большой высоте и сверхзвуковой скорости”.
Из-за запуска с малой высоты дальность действия AIM-120 сокращается на десятки километров — таким образом российские бомбардировщики могут оказаться вне зоны поражения, если только украинские пилоты не смогут каким-то образом залететь глубоко внутрь контролируемой Россией территории и при этом выжить достаточно долго, чтобы запустить ракеты непосредственно по цели.
Как отметил Бронк, одно из возможных решений этой проблемы — ракета “воздух – воздух” большей дальности наподобие MBDA Meteor, которая в оптимальных условиях преодолевает расстояние до 200 километров. Но “Метеор” несовместим не только с F-16, но даже с истребителями “Мираж” (Mirage 2000-5), которые Украине пообещала Франция.
Единственный типом истребителя, который потенциально может получить Украина и который также может нести “Метеор”, остается шведский JAS-39 Gripen. Стокгольм выразил готовность пожертвовать излишки Gripen Украине, но при этом приостановил передачу до тех пор, пока украинцы не получат первые партии F-16.
Союзники Украины, по-видимому, встревожены перспективой, что украинские ВВС окажутся перегружены слишком большим количеством новой техники.
Так что если оценка Бронка верна, то может пройти некоторое время — до года или больше — прежде чем Украина получит истребительно-ракетную комбинацию, которая сможет сбивать российские бомбардировщики с планирующими бомбами, не подвергая при этом своих пилотов крайнему риску.
Это объясняет то пристальное внимание, которое Украина уделяет ударам по российским самолетами “Сухой” с их запасами КАБ, пока те находятся на земле.
Ранее в этом месяце украинские ударные беспилотники дальнего действия ударили по авиабазе в Морозовске в 240 километрах от линии фронта — возможно, повредив или даже уничтожив несколько истребителей-бомбардировщиков (не подтверждено ни одним достоверным источником. – Прим. ИноСМИ). Это был последний из серии налетов беспилотников и ракетных ударов, нанесших ущерб российским авиабазам и самолетам на стоянке.
Так что ждите, что налеты беспилотников продолжатся, даже когда F-16 начнут прибывать на Украину. “На данный момент атаки на российские авиабазы — лучшая возможность для Украины ограничить и свести к минимуму ущерб, который ВКС России могут нанести ее силам вдоль линии фронта”, — написал Бронк.