Макрон спекся. Сможет ли кто-нибудь остановить Ле Пен?

Politico: результаты первого тура выборов во Франции стали унижением для Макрона

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Результаты первого тура парламентских выборов стали для Макрона личным унижением, пишет Politico. Если центристам так и не удастся остановить Ле Пен, к власти во Франции придут политики, сделавшие себе имя на симпатиях Владимиру Путину.
Клеа Колкатт (Clea Caulcutt)
Париж — Перед Эммануэлем Макроном встал крайне болезненный выбор: бросить все силы на то, чтобы остановить крайне правых, или попытаться спасти все, что осталось от его некогда могучего движения, пока оно не умерло окончательно.
Для 46-летнего лидера Франции воскресный первый тур парламентских выборов стал личным унижением — столь же ошеломительным, как и его взлет в президентское кресло семь лет назад из новичков и аутсайдеров.
Он сам назначил досрочное голосование после катастрофического поражения от крайне правых на июньских европейских выборах с единственной целью: остановить сползание Франции в крайности. Но добился прямо противоположного.
Вторая по величине экономика Европы и единственная ядерная держава континента теперь как никогда прежде близка к созданию крайне правого правительства — после первого этапа голосования “Национальное объединение” Марин Ле Пен ушло в отрыв.
Если во втором туре 7 июля “Национальное объединение” получит парламентское большинство (а, судя по прогнозам, это вполне возможно), Франция окажется в неизведанных доселе водах. Страной, как минимум отчасти, будут управлять политики, сделавшие себе имя на симпатиях Владимиру Путину и клятвах разорвать Европейский союз, объявить войну миграции и выйти из НАТО.
Хотя партия Ле Пен с тех пор смягчила самые спорные позиции, она по-прежнему глубоко скептически относится к основным политическим догмам Запада. Победа на выборах значительно упрочит ее шансы на победу в борьбе за пост президента Франции в 2027 году.
“Можно с уверенностью констатировать, что детоксикация Национального объединения подходит к завершающей стадии”, — сказал политолог Парижского института политических исследований Бруно Котрес.
“Они трижды подряд выиграли европейские выборы, а Марин Ле Пен дважды прошла во второй тур президентских. Если они выиграют вторые по важности выборы во Франции — парламентские — то окончательно избавятся от имиджа радикалов, — добавил он.
Согласно анализу института общественного мнения Ipsos, прогнозируемые результаты партии Ле Пен позволяют ей быть в шаге от власти. По данным института, ее партия получила 33,2% голосов в первом туре, а это означает, что крайне правые смогут получить от 230 до 280 мест в парламенте.
Поскольку порог абсолютного большинства в парламенте составляет 289 мест, крайне правые смогут даже сформировать правительство через неделю, причем премьер-министром станет президент “Национального объединения” Жордан Барделла.
Вопрос теперь в том, сможет ли кто-нибудь (или что-нибудь) его остановить.
Насколько близко Ле Пен подберется к абсолютному большинству, зависит от того, как на ее громкую победу отреагируют другие партии и Макрон. Оставят ли они свои разногласия в стороне и объединятся, чтобы победить крайне правых?
Парламентские выборы представляют собой сложный процесс и состоят из двух туров. Два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом, проходят во второй. Но на этих решающих выборах явка была высокой, а это означает, что примерно в 315 округах во второй тур прошел третий кандидат — нередко из коалиции Макрона под названием “Вместе!”.
В воскресенье вечером союзники Макрона пытались решить, что делать дальше.
Протесты в Париже
Кандидаты от коалиции не прошли в половине из 577 избирательных округов Франции. Центристская фракция Макрона в Национальной ассамблее сожмется с 250 мандатов до менее сотни. Его союзники-центристы столкнулись с огромным давлением, чтобы сняться с гонки во многих округах, и советуют сторонникам голосовать за левый альянс, куда входят в том числе радикалы, в попытке победить Ле Пен.
После того, как были обнародованы предварительные результаты, тысячи французских граждан собрались на площади Республики в Париже, чтобы выразить протест против крайне правых. Сцены напоминали демонстрации против Жана-Мари Ле Пена, отца Марин, который прошел во второй тур президентских выборов в 2002 году (тогда партия называлась “Национальный фронт”).
Тогда партии и избиратели отринули разногласия и сплотились против крайне правых, чтобы не пустить их кандидата к власти. Эта мера получила название “санитарный кордон”. Однако за последние два десятилетия европейская политика разительно изменилась.
После года борьбы в Национальной ассамблее крайне левая партия “Непокоренная Франция” во главе с Жан-Люком Меланшоном стала для центристов, пожалуй, еще более серьезным противником, чем Ле Пен. Сам Макрон в ходе нынешней кампании уделил немало времени и сил критике альянса с участием крайне левых под названием “Новый народный фронт”, клеймя их политику “нелепой” и разрушительной для Франции.
В своем выступлении всего через пару часов после поражения, премьер-министр Макрона Габриэль Атталь подчеркнул эту мысль: он призвал “не допустить победы “Национального объединения””, но намекнул, что кандидатам из коалиции Макрона предстоит сняться с гонки лишь в тех случаях, когда у кандидатов от “республиканских сил” больше шансов на победу — за исключением разве что “Непокоренной Франции”.
Самым явным признаком того, что санитарный кордон прорван, стал открытый призыв союзника Макрона и бывшего премьер-министра Эдуара Филиппа к избирателям выступить против “Национального объединения” и “Непокоренной Франции”.
“Поскольку левые сделали Макрона своим главным противником, а Меланшон и Макрон несколько месяцев вели жесткую политическую борьбу, санитарный кордон трудно реанимировать, — сказал социолог из OpinionWay Брюно Жанбар. — Мы не знаем, повлияет ли это на избирателей”. Жанбар добавил, что избиратели-центристы нередко воздерживаются, когда им приходится выбирать между крайне левыми и крайне правыми.
Крайний срок во вторник
Кандидаты, прошедшие во второй тур голосования, должны до вечера вторника решить, выйдут ли они из гонки или продолжат борьбу. Уже в воскресенье вечером выяснилось, что во многих округах кандидат, занявший третье место, отказался от дальнейшего участия, чтобы помочь противнику одолеть “Национальное объединение”.
Это означает, что прогнозы для крайне правых “уже устарели”, поскольку они строили результаты второго тура до того, как кандидаты начали снимать свои кандидатуры, отметила директор социологического института Ipsos Брис Тейнтюрье в эфире BFMTV.
“Национальное объединение” заявило, что даже не будет пытаться сформировать правительство, если не получит абсолютного большинства в парламенте. В воскресенье Ле Пен заявила, что Барделла станет премьер-министром лишь в том случае, если “Национальное объединение” заручится поддержкой парламента. По традиции президент Франции назначает премьер-министра от крупнейшей фракции в Национальном собрании.
“Без явного большинства всегда будет сохранятся прежний феодализм, сознательная инерция и политические интриги, которые подорвут истинную альтернативу, столь необходимую стране”, — заявила Ле Пен на предвыборном мероприятии в восточном городе Энен-Бомон.
Чтобы получить абсолютное большинство, Ле Пен придется заключить сделку с депутатами от консервативной партии “Республиканцы”. Однако предвыборный союз Ле Пен с лидером партии Эриком Сьотти вызвал яростную отповедь партийных тяжеловесов.
Если же в результате выборов парламент останется в подвешенном состоянии, политический проект Макрона умрет не сразу, а еще какое-то время протянет.
Обсудить
Рекомендуем