С чего Путину вмешиваться в британские выборы?

The Spectator: в Британии попытались обвинить Россию во вмешательстве в выборы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Британии заговорили о "российском вмешательстве" в выборы, пишет The Spectator. Поводом стали обнаруженные в соцстеях аккаунты с пропагандой "Партии реформ" Фараджа. Автор статьи называет происходящее троллингом – о вмешательстве Москвы речи нет.
Кто сказал, что Британия перестала быть великой державой? Всем, кто придерживается взглядов о ее упадке, следует сделать внушение: несмотря на все трудности страны, Владимир Путин по-прежнему считает целесообразным вмешательство в ее выборы. А в глазах австралийцев последние важны настолько, что их считают достойными постоянного освещения в печати.
Отрадно, что Австралийская телерадиовещательная корпорация видит в этом важное событие — и немного тревожно, что не видит наша собственная. Но имеем, что имеем. Телеканал ABC обнаружил на Фейсбуке* нечто напоминающее российскую информационно-психологическую операцию — пять "скоординированных" аккаунтов, распространяющих пропаганду Партии реформ Найджела Фараджа. Между прочим, подписчиков у этих страниц, где последовательно излагаются тезисы партии, чуть меньше двухсот тысяч.
Консерваторы делают вид, что это открытие повергло их в ужас. Заместитель премьер-министра и глава партии Тори Оливер Доуден (Oliver Dowden), например, утверждает, что считает проблему "крайне тревожной". "Такие разоблачения показывают, с каким риском сталкивается демократия в нестабильном мире", — заявил он и направил письма с призывом провести расследование секретарю кабинета министров и советнику по нацбезопасности.
Звучит величественно и важно, но вряд ли это расследование принесет пользу. Даже если его результат будет убедительным — а он не будет, — вывод все равно прозвучит так: русские пытаются влиять на наши выборы. И мер, которые можно в связи с этим предпринять, явно не так много. Да, можно покритиковать ситуацию и даже вытащить из нафталина Гэвина Уильямсона (Gavin Williamson), чтобы тот повторил свой коронный призыв к России "заткнуться и уйти". Все доступные нам санкции мы уже ввели, и Путин, плевать хотевший на выданный против него ордер на арест МУС, вряд ли дрогнет в результате публичного выговора со стороны уходящей британской администрации.
Русские, может, и пытаются повлиять на наши выборы — что, как я уже сказал, очень лестно и все такое, — но что-то без особых стараний. В отличие от аналогичной операции 2016 года в США, где они, казалось, действительно прилагали максимум усилий, нынешняя операция представляется слегка нерешительной. Пять аккаунтов на Фейсбуке*? При желании их сможет создать и ваша бабушка. Вообще, если все делается в интересах партии реформ, то она, вероятно, этим как раз и занята. И 190 тысяч подписчиков — это, конечно, много (почти столько же группа Coldplay собирает на концертах в Гластонбери), но все равно меньше полпроцента от общего количества британских избирателей. Мой десятилетний сын смотрит на YouTubeкулинарные каналы с аналогичным количеством просмотров.
"Особое мнение из Москвы": критика провальной стратегии Великобритании против РоссииБывший сотрудник британского посольства в Москве Иан Прауд резко раскритиковал подход своей страны к украинскому кризису, пишет RS. С его точки зрения, попытки разрешить споры с Россией посредством изоляции и бойкота – это вопиющая глупость. Он ратует за поиск взаимопонимания.
Так что же это за операция такая? Как я уже сказал, мне лестно, что господин Путин по-прежнему проявляет к нам интерес, но природа последнего интригующе непрозрачна. Одна из теорий состоит в том, что Россия пытается вмешиваться в выборы — даже в случае незначительных усилий — просто потому, что это ее стихия. Раз от нее этого ждут, то нужно поддерживать имидж — негоже разочаровывать людей. Нечто схожее я видел на Гилдфордском фестивале во время выступления Элиса Купера, когда он, несмотря на дождь и усталость, все равно наматывал на шею змею.
Но давайте предположим, что русские действительно надеялись повлиять на исход выборов. Каким образом? Нам всегда говорят, что они жаждут сеять хаос и нестабильность, а в данном случае оптимальным исходом было бы подарить консерваторам еще четыре года у власти. Непонятно, как они собирались этого добиться. Следует ли нам верить в то, что эти страницы на Фейсбуке* продвигают Партию реформ по причине желания Кремля видеть следующим премьер-министром Найджела Фараджа? Это означало бы, что Путин отвечает взаимностью на высказанное им восхищение, что весьма сомнительно, поскольку российский лидер, скорее всего, вообще о нем не слышал. В противном же случае он наверняка знает и то, что в 2024 году накрутка голосов за британскую Партию реформ не изменит ход истории, как с Трампом в 2016-м, а только добавит проблем консервативной и юнионистской партиям.
На деле, раз уж на то пошло, это вмешательство вредит самой Партии реформ, особенно на фоне неловкого положения Фараджа после недавних дифирамбов в адрес Путина. Любое преимущество на выборах, которое он может получить от 190 тысяч подписчиков вышеупомянутых аккаунтов, затмит тот факт, что Россия проводит в его поддержку оскорбительно дешевую информационно-пропагандистскую кампанию.
В чем, вполне вероятно, и скрывается вся суть этого дела. Сначала вы заставляете свою питерскую ферму троллей на коленке сварганить несколько пабликов на Фейсбуке*, а затем потешаетесь над Оливером Доуденом, который все понимает, но начинает разглагольствовать о том, насколько все "серьезно". Сам он по этому поводу и в ус не дует, однако не может упустить возможность в очередной раз подчеркнуть связь между Фараджем и Путиным, обращая внимание общественности на смущение первого и ледяное безразличие второго. Мы могли бы, например, отметить, что Лейбористскую партию все это не слишком-то беспокоит, как ни посмотри.
Вообще, чем больше я об этом думаю, тем больше мне кажется, что все это кибервмешательство — просто троллинг в чистом виде. Россия, конечно, не перестает быть "загадкой, окутанной тайной, внутри головоломки", как говорил Черчилль, так что знать наверняка не может никто. Если бы мне пришлось биться об заклад, то я бы сказал, что эти аккаунты создали ради шутки. В таком случае это перестает быть комплиментом, как могло показаться вначале, так что самая достойная реакция здесь — игнорирование.
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская, прим. ред.
Автор: Сэм Лейт (Sam Leith)
Обсудить
Рекомендуем