Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Разрекламированные истребители F-16 начинают прибывать на Украину, пишет WP. Но чиновники предупреждают: самолеты, на которые возлагались такие надежды, не приведут к прорыву на поле боя. Они способны оказать Киеву лишь моральную поддержку.
Киев. Долгожданные истребители F-16 поднимутся в небо на Украине в течение нескольких недель. Киев когда-то рассчитывал на эти самолеты, надеясь, что их прибытие переломит ход сражений. Однако украинские и западные официальные лица предупреждают, что F-16 вряд ли окажут непосредственный эффект на поле боя, где Россия неуклонно продвигается вперед.
Дело в том, что самолетов просто слишком мало, а российских средств ПВО, которые могут их сбить, — наоборот, слишком много. Это означает, что первые F-16 наверняка усилят ПВО самой Украины и будут сбивать атакующие воздушные цели, включая ракеты, беспилотники и самолеты, а не наносить прямые удары по сухопутным войскам России и другим военным объектам вблизи фронта.
Чиновники заявили, что истребители, как минимум на начальном этапе, вряд ли будут подлетать близко к линии фронта. Поэтому неясно, смогут ли они вообще помешать самолетам противника атаковать Украину из российского воздушного пространства.
Бельгия, Дания, Нидерланды и Норвегия пообещали предоставить Украине 80 F-16, но большинство из них прибудет еще нескоро: процесс передачи затянется на долгие годы. США прошлым летом лишь разрешили союзникам по НАТО передать самолеты Украине после долгих запирательств, но сами никаких самолетов не предоставили и не обещали.
Чиновники не сообщили, сколько именно F-16 получит Киев в этом году, но в любом случае не больше одной эскадрильи — около 20 самолетов. Кроме того, ожидается, что к лету обучение завершат лишь шесть пилотов, поскольку изначально ограниченную программу омрачили задержки.
Скромная роль самолетов американского производства подчеркивает, что линия раскола между Киевом и его западными покровителями углубляется. Американские официальные лица давно утверждали, что F-16 вряд ли дадут Украине решающее преимущество из-за мощи российской ПВО. Украинские же официальные лица в очередной раз повторяют: F-16, как и другие виды вооружения, Запад поставил запоздало и в недостаточных количествах.
Владимир Зеленский заявил, что Украине нужно более 100 F-16 для борьбы с огромными ВКС России, и назвал поставки “недостаточными”.
“Решение о F-16 стратегическое, — сказал он в июле. — А вот количество — еще нет”.
Некоторые аналитики настроены еще более скептически, чем Зеленский. Бекка Вассер (Becca Wasser) из Центра новой американской безопасности сказала, что F-16 могут оказаться эффективнее всего как средство психологической и моральной поддержки для украинцев и фактор устрашения для российских призывников. Это отчасти объясняется тем, что условия на поле боя с прошлого года, когда было объявлено о передаче самолетов, изменились.
“Что касается западного оружия для Украины, то мы регулярно наблюдаем одну и ту же картину, — сказала она. — Есть острая потребность. Но зачастую к моменту его доставки острота теряется из-за скорости адаптации к условиям на поле боя”.
При этом истребители помогут удовлетворить самые неотложные потребности, считает Вассер, из-за своей двойной функции: сбивать вражеские самолеты и поражать наземные цели.
Пока что западные страны, пожертвовавшие истребители Украине, не обозначили ограничений на их использование. Что касается других вооружений западного производства, Украина ограничена в их применении для поражения целей в России. Чиновники заявили, что Вашингтон определил для Киева радиус поражения примерно в 100 километров вглубь российской территории.
Сейчас вопрос ограничений может быть неактуальным в принципе, поскольку ожидается, что изначально F-16 будут использоваться с осторожностью и на значительном расстоянии от фронта, заявили чиновники.
Украинский военный чиновник, говоривший, как и другие опрошенные для этой статьи, на условиях анонимности в силу деликатности вопроса, сказал, что к обучению на F-16 были привлечены “десятки” пилотов. Но из-за скудности числа инструкторов и учебных заведений Киев отправляет лишь по одной группе пилотов и инженерно-технического персонала за раз, сказал чиновник.
Работу непосредственно с самолетом предваряют четырехмесячные языковые курсы в Великобритании для изучения ключевой терминологии. В результате даже для опытных пилотов процесс растягивается на год.
Кроме того, Украина не может себе позволить расстаться с таким множеством опытных пилотов на столь длительный срок, поскольку они необходимы для выполнения боевых задач, сказал чиновник Минобороны.
“Главный ограничитель — это количество самолетов и время обучения, — сказал второй украинский чиновник. — Если у России 300 истребителей, а у вас гораздо меньше, вы не сможете действовать аналогичным образом”.
“Мы не сможем использовать их слишком близко к русским из-за угрозы ПВО”, — сказал чиновник, добавив, что Украина также не имеет технического оборудования и возможностей дополнительной подготовки инженеров по техобслуживанию.
Пентагон на вопросы о предоставленных Украине F-16 и подготовке российских мер противодействия отвечать отказался.
В обычных обстоятельствах F-16 несут разнообразное оружие, которое позволяет им поражать самолеты противника и наносить удары по его позициям на земле.
Однако генерал-полковник и главнокомандующий ВСУ Александр Сырский в недавнем интервью The Guardian заявил, что F-16 не будут подлетать к линии фронта ближе, чем на 40 километров. В результате Украина вряд ли сможет наносить с их помощью удары по целям в России.
Один украинский военный чиновник заявил, что киевские F-16 будут нести усовершенствованную ракету средней дальности класса “воздух-воздух” AIM-120 из обширного класса боеприпасов, запускаемых в том числе наземными системами ПВО NASAMS, которые передали западные страны.
Одна из модификаций ракеты имеет дальность около 160 километров, сказал чиновник, — это больше, чем у ряда других боеприпасов воздушного базирования, предоставленных Украине. Однако он признал, что у Киева уже слишком мало ракет AIM-120 и их придется разделить между F-16 и NASAMS.
Еще одной проблемой станет защита F-16 на земле, учитывая, что все аэродромы Украины находятся в пределах досягаемости российских ракет. Недавно Москва поразила целый ряд самолетов прямо на взлетно-посадочных полосах.
Украинский военный чиновник заявил, что построить крытые бетонные ангары для полной защиты самолетов в ходе боевых действий “невозможно”. Вместо этого Украина использует методы маскировки и даже размещает на аэродромах нерабочие модели самолетов в качестве ложных целей.
Высокопоставленный украинский военный чиновник заявил, что Россия также готовится к прибытию на Украину истребителей F-16. В конце прошлого года, по его словам, Россия запустила из системы ПВО С-400 в крымском Джанкое несколько макетных ракет с инертным снаряжением.
Снаряды достигли украинского города Кременчуг на расстоянии более 320 километров. Чиновник считает, что Москва испытывает дальность действия С-400, чтобы сбивать самолеты.
Украинские чиновники и летчики давно сетуют на устаревший парк МиГ-29, Су-27 и Су-24, чья дальность действия радара (около 40 километров) уступает передовым российским аналогам. Радар F-16 может обнаруживать цели на расстоянии около 200 километров, и это усиливает их безопасность: летчикам не нужно приближаться к самолетам противника для их поражения.
Хотя F-16 представляет собой шаг вперед по сравнению с действующими самолетами Украины, это всё равно истребитель старого поколения по сравнению с новыми, более совершенными ВКС России. Военная разведка Украины ранее сообщала, что у Москвы в распоряжении имеется свыше 200 истребителей, и это затмевает весь украинский флот.
Поскольку в последние месяцы ПВО Украины ослабла (особенно вблизи фронта), русские задействовали свою воздушную мощь для более рискованных задач. По словам официальных лиц, одно из самых разрушительных видов оружия в российском арсенале — управляемые планирующие бомбы, которые после запуска сбить практически невозможно. Единственное решение для Киева — бить по самим самолетам или их базам.
Зеленский: с начинающими поступать F-16 та же проблема, что была с танками "Абрамс"Поставка F-16 ровным счетом ничего не изменит для Украины, пишет BI. Это признал даже Зеленский, привычно заявивший, что выделенных машин слишком мало. И только Джейк Салливан вдали от горячей точки продолжает верить в чудеса американской техники.
14.07.202400
При этом официальные лица допустили, что одна лишь угроза со стороны F-16 может отвадить часть российских самолетов от рейдов на линию фронта для бомбометания.
Украина просила истребители с самого начала российской спецоперации, но сначала США сопротивлялись. Лишь в мае 2023 года администрация Байдена уступила мощному давлению и сменила курс.
Тогда украинские чиновники надеялись оперативно доставить их к месту военных действий, в идеале — до начала контрнаступления 2023 года. Но вскоре стало ясно, что сроки далеки от запланированных.
Европейские страны координируют подготовку самолетов, которую возглавили Нидерланды и Дания. На недавнем саммите НАТО Нидерланды, Дания и США подтвердили, что “готовые к бою на Украине F-16 поднимутся в воздух этим летом”.
Сторонники этого плана утверждают, что это уравняет чаши весов с Россией, которая использует непосредственную авиационную поддержку для продвижения сил.
“Возможность вызвать непосредственную поддержку сверху —значительное преимущество и шанс продвинуть линию фронта вперед, — заявил представитель НАТО на условиях анонимности. — Так что прибытие истребителей, безусловно, откроет перед Украиной новые возможности”.
Но насчет суммарного эффекта есть давние сомнения. США никогда не проявляли к этой теме особого энтузиазма, поначалу утверждая, что есть иные приоритеты, а в последнее время — что для эффективного использования самолетов не хватит пилотов и соответствующей поддержки.
“Структура подготовки кадров довольно скудная”, — в июне сообщил высокопоставленный чиновник Министерства обороны на условиях анонимности.
Бывший пилот F-16 Мишель Керран (Michelle Curran) с позывным “Мейс” (‘Перцовый Баллончик’) назвала самолет шагом вперед по сравнению с имеющимися в распоряжении ВСУ моделями советской эпохи. Его датчики и ракеты могут отслеживать и поражать невидимые глазу цели, и это позволяет пилотам держаться на расстоянии и избегать огня противника.
Одной из проблем для Украины станет сложность F-16, сказала Керран: он требует сложного технического обслуживания с участием специалистов по двигателям, топливу и авионике.
Керран когда-то работала в авиационной группе высшего пилотажа Thunderbirds (‘Громовержцы’), в чьих шоу участвуют восемь самолетов облегченной комплектации. Около 90 из 130 человек команды — это обслуживающий персонал, сказала Керран и подчеркнула необходимость текущего ремонта.
“Думаю, люди ждут некой кульминации и рассчитывают, что с прибытием самолетов всё изменится, но так просто не получится, — сказала Керран. — Они очень сложные. Их трудно поддерживать и эксплуатировать. Это очень воодушевляет, но нам нужно немного набраться терпения, чтобы дождаться результатов”.
Есть шанс, что F-16 постигнет судьба предоставленных США танков “Абрамс” (Abrams), сказала военный аналитик Вассер. После смены курса США прибыло лишь ограниченное количество танков, и их эффект в прошлогоднем контрнаступлении оказался более чем спорным. Однако не исключено, что F-16 частично удовлетворят потребности Украины и упрочат ее противовоздушную оборону, допустила она.
Использовать самолеты имеет смысл консервативно, сказала Вассер. “Если у вас появилась исключительная возможность, неужели вы воспользуетесь ей немедленно, зная, что есть больший риск ее потерять? — спросила она риторически в заключение. — Или вы ее придержите и постараетесь воспользоваться ею так, чтобы получить максимальный стратегический эффект?”
Авторы: Изабель Хуршудян (Isabelle Khurshudyan), Алекс Хортон (Alex Horton), Эмили Раухала (Emily Rauhala), Шивон О'Грейди (Siobhán O'Grady). Статья написана при участии Анастасии Галушки.