Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ход конфликта на Украине не переломить, пишет TAC. Продолжать борьбу – бредовый шаг для Киева. При этом задуматься должен и Вашингтон. У России есть основания считать США стороной конфликта. Пора заняться восстановлением мира, убежден автор статьи.
США и их европейские союзники продолжают снабжать Украину средствами для убийства российских солдат и нанесения все более глубоких ударов по российской территории, и потенциал для ответной реакции растет. Разумеется, Киев вправе жестко отвечать на спецоперацию Москвы. Однако, поскольку он делает это западным оружием, у России все больше оснований считать страны НАТО формально участвующей стороной, а это ведет к катастрофе.
Газета "Нью-Йорк таймс" сообщила, что министр обороны России Андрей Белоусов недавно позвонил коллеге Ллойду Остину, чтобы передать некое “предупреждение”, как сообщают двое официальных лиц США и еще один осведомленный источник. Утверждается, что русские раскрыли украинскую тайную операцию против России — как им показалось, одобренную американцами. Был ли Пентагон в курсе готовящегося заговора и сознает ли потенциал для усиления напряженности между Москвой и Вашингтоном, поинтересовался Белоусов у Остина.
Остин, по-видимому, всякую причастность США отрицал — с другой стороны, он бы так поступил в любом случае. Вопрос Белоусова раскрыл растущий риск опосредованной войны Вашингтона. Увы, заверения администрации Байдена не слишком убедительны, учитывая ее огромную роль в конфликте. Присутствие Америки на Украине было значительным изначально и по мере конфликта лишь росло. Публичные признания ответственности за убийство российских генералов и потопление российских кораблей подтвердили участие Вашингтона.
Из-за нежелания Москвы принимать ответные меры некоторые наблюдатели сочли президента России Владимира Путина бумажным тигром, хотя, как сообщается, Остин “предостерег российского коллегу от угроз американским войскам в Европе на фоне растущей напряженности на Украине”. Однако, учитывая то, как складывается продолжающееся наступление, Москве было бы глупо рисковать и провоцировать союзников на полномасштабное вмешательство. Лучше одержать медленную, пусть и дорогостоящую победу, чем пойти ва-банк и рискнуть, расчитывая, что США дадут слабину. Наоборот, если бы Киев был близок к достижению своих далеко идущих целей, подкрепленных ранними успехами — вплоть до изгнания российского лидера, свержения российского режима и даже распада Российской Федерации — едва ли Путин был бы столь же сдержан в использовании превосходящей огневой мощи. В том, что он никогда на это ни пойдет, нас сегодня уверяют те же самые люди, что еще недавно твердили, что он никогда не введет на Украину воинские подразделения.
Тем временем Киев сильно страдает. Его потери в живой силе гораздо выше, чем сообщалось. Один украинский законодатель признал, что правительство “значительно преуменьшает истинные потери”. Американские оценки более чем вдвое превышают цифры, заявленные президентом Владимиром Зеленским, но даже они, вероятно, занижены.Более того, широко известны трудности Киева с личным составом: в армию забривают даже негодных по состоянию здоровья, а сопротивление призыву растет. Также следует отметить превосходство российской артиллерии и авиации. И это еще не все.
Вот что пишет о главнокомандующем ВСУ Александре Сырском Люк Хардинг из британской газеты The Guardian:
Спустя два с половиной года с начала российской спецоперации он признаёт, что русские гораздо лучше обеспечены ресурсами. У них больше: танков, боевых машин пехоты, солдат. По его словам, их первоначальный стотысячный контингент вырос до 520 000, а к концу 2024 года поставлена цель довести численность до 690 000. Цифры по Украине не обнародованы. “Что же касается технического оснащения, то соотношение составляет 1:2 или 1:3 в их пользу”, — сказал он. С 2022 года количество российских танков удвоилось — с 1 700 до 3 500. Артиллерийских систем стало втрое больше, а бронетранспортеров — выросло с 4 500 до 8 900. “У противника значительное преимущество в силах и ресурсах”, — заключил Сырский.
Даже когда Украина опережающими темпами внедряла инновации — в частности, в беспилотной войне — Москва все равно добивалась существенных успехов, признал командующий Силами беспилотных систем полковник ВСУ Вадим Сухаревский в интервью журналу "Экономист":
Поначалу Украина вырвалась вперед, разработав армию небольших дешевых беспилотников, чтобы противостоять подавляющему артиллерийскому и ракетному преимуществу России. С тех пор все изменилось. Теперь противник превосходит Украину по беспилотникам в шесть раз. Однако превосходная тактика и новшества по-прежнему позволяют Украине оставаться боеспособной. Как правило, Украина, движимая стремлением к диверсификации, первой разрабатывает и внедряет новые технологии. Однако Россия, в силу своего промышленного преимущества, адаптируется и масштабирует производство гораздо быстрее.
Хотя ничто из этого само по себе не лишает Киев шансов на победу, он продолжает сдавать позиции — и даже самые громкие успехи (например, против Черноморского флота) не восполняют потерь на суше. Более глубокие удары по России и усилившиеся попытки изолировать Крым наверняка повлекут за собой еще более жесткий ответ, а не стратегическое отступление. Западные санкции не сломили российскую экономику, и Москве по-прежнему проще покрывать издержки продолжающегося конфликта. Без прямого вмешательства союзников победа Украины остается маловероятной.
Однако предложения Вашингтону и Брюсселю принять стратегию мира вызывают в обеих столицах лишь неистовый плач и скрежет зубовный. Президент Джо Байден и лидеры Конгресса выступают за продолжение боевых действий. В середине июля администрация объявила о многостороннем “Украинском договоре”, посредством которого она намерена “поддерживать неотложные потребности Украины в обороне и безопасности, в том числе путем постоянного предоставления помощи и обучения, современной военной техники, а также необходимой военно-промышленной и экономической поддержки”. Перед этим президент позвонил Зеленскому и заверил его в “неизменной поддержке США”.
В Европе Брюссель и национальные правительства резко раскритиковали премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, чья страна временно председательствует в Совете ЕС, за поездку в Москву ради переговоров о мире. Агентство Рейтер сообщило, что шаги Орбана “вызвали ярость среди правительств и должностных лиц ЕС”. Европейский парламент принял резолюцию с критикой Орбана за “неожиданный и нескоординированный визит”, и подтвердил “непоколебимую готовность” ЕС оказывать Украине политическую, финансовую, экономическую, гуманитарную, военную и дипломатическую поддержку “столько, сколько потребуется для победы Украины”. К великому несчастью для Киева, законодатели больше пустословили, чем предоставили артиллерийских снарядов.
Общественное мнение при этом смотрит на бесконечную опосредованную войну все более скептически. Новый доклад Европейского совета по международным отношениям выявил важное расхождение между украинским и европейским отношением к конфликту: “Украинцы хотят оружия для победы, тогда как большинство европейцев отправляют оружие в надежде, что это приведет к приемлемому урегулированию”. Скепсис продолжит расти по мере политического “поправения” континента. Более того, почти половина украинцев поддерживают мирные переговоры с Москвой. Хотя большинство по-прежнему надеется на победу, доля тех, кто готов пойти на уступки ради мира, постоянно растет. По данным лондонской газеты "Таймс" со ссылкой на Киевский международный институт социологии, “каждый третий украинец (32%) согласен сдать Москве территорию, чтобы добиться мира”. Для сравнения, в прошлом году этот показатель составлял лишь 10%. Если российское наступление и украинские потери продолжатся, этот сдвиг наверняка лишь усилится.
В принципе, усиление украинских позиций для ведения переговоров — вполне разумная стратегия. Однако с началом спецоперации позиция Киева неуклонно ослабевала — за исключением непродолжительного контрнаступления 2023 года. Максимальной мощи Украина достигла в начале 2022 года — до того, как на нее покатились российские танки. Однако США даже не обсуждали возможное членство Киева в НАТО и даже не рассматривали такой возможности. Украина также заняла выгодную позицию на переговорах в Стамбуле вскоре после ввода российских войск. На тот момент главной уступкой ради мира было обещание нейтралитета. Увы, западные союзники, руководствуясь собственными целями (в первую очередь желанием ослаблить Россию), вынудили Киев отринуть очевидную возможность урегулирования.
С каждым днем военные силы Москвы забирают все новые районы, тогда как армия Украины слабеет, а ее тыл страдает. Ничто из текущих планов, будь то помощь из Европы или действия Киева, переломить ход конфликта не сможет. Продолжать борьбу, в которой страна окончательно превратилась в поле битвы, а основные потери и разрушения ложатся на плечи украинцев, в надежде на невероятную победу благодаря неведомому чудо-оружию союзников, к тому же доставленному в достаточных количествах и вовремя, — перспектива бредовая. Если союзники не готовы рисковать третьей мировой и вступать в конфликт напрямую — а они и не должны! — им следует переключить приоритеты на восстановление мира.
Для этого необходимо наладить с Россией дипломатическое взаимодействие и развернуть переговоры о новой структуре безопасности, которая одновременно сбережет независимость Украины и соблюдет интересы безопасности Москвы. США и Европа должны предложить восстановление российских активов и отмену экономических санкций в качестве стимулов для приемлемого урегулирования. Территориальные потери Украины — земли, отторгнутые еще в 2014 году, наряду с недавно завоеванными — кажутся неизбежными. Разумеется, Киев, может сражаться и дальше, но союзники должны ясно дать понять, что в таком случае ему придется действовать самостоятельно.
Спецоперация Москвы была несправедливой, хотя во многом стала следствием безрассудной политики союзников, однако же финансирование “вечной войны” за возвращение потерянных земель Киева отнюдь не в интересах Запада. Учитывая постоянный риск эскалации сверх текущих издержек, продолжать боевые действия не интересно никому, кроме основных производителей оружия США и других стран. Бывший главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный непреднамеренно выступил за мир, предсказав новую мировую войну: “Готово ли человечество в плане страданий спокойно смириться со следующей войной — третьей мировой? Свободные демократические нации и их правительства должны пробудиться и задуматься о том, как защитить своих граждан и свои государства”.
Российско-украинский конфликт — это гуманитарная катастрофа. Но при этом он рискует вылиться в глобальную ядерную войну. Телефонный звонок Белоусова должен встряхнуть дремлющих чиновников в Вашингтоне. США ведут против России боевые действия. Эта борьба опосредованная, но вполне реальная, и американцы несут ответственность за тысячи смертей русских и массовое уничтожение техники. Дорожка к полномасштабной войне становится все более скользкой. Крайне необходимо развязать украинский узел, пока он не затянулся окончательно.
Дуг Бэндоу — старший научный сотрудник Института Катона, бывший специальный помощник президента Рональда Рейгана