Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Почти двухлетние западные санкции не препятствуют российскому экспорту нефти, пишет Forbes. Индия и Китай закупают 85% сырья. В эти страны из России идет также уголь: 45% покупает Пекин, 18% — Дели.
Гаурав Шарма (Gaurav Sharma)
Несмотря на разрастание вооруженного конфликта между Россией и Украиной, первая продолжает наращивать подсанкционный экспорт нефти, продавая ее в Китай и Индию. Об этом свидетельствуют данные последнего отраслевого исследования.
В конце 2022 года США с союзниками установили потолок цен на российскую нефть в размере около 60 долларов за баррель, чтобы обеспечить доступ к западным услугам, необходимым для транспортировки, включая судоходное страхование и танкеры. Идея была в том, чтобы ограничить и объемы продаваемой российской нефти, и доходы от ее продажи на мировом рынке.
Однако, по данным Центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (Centre for Research on Energy and Clean Air, CREA), без малого двухлетние западные санкции не оказывают на Россию существенного влияния благодаря Китаю и Индии, двум крупнейшим в мире импортерам сырой нефти. В июле первый получил 47% российского экспорта сырой нефти, вторая — 37%. Покупатели из ЕС приобрели 7%, а Турция — 6%.
Похоже, что в 2024 году ситуация продолжит развиваться по уже отработанной схеме, как с Пекином, так и с Дели. Индия импортирует из России около 40% от общего объема закупок нефти на мировом рынке. До конфликта с Украиной этот показатель составлял менее 1%. В настоящее время ежемесячный доход от этих транзакций достигает три миллиарда долларов, или 1,85-1,95 миллиона баррелей в день.
Теневой флот танкеров
По данным источников в Сингапуре и Мумбаи, российская нефть марки Urals продается, как правило, на 5-10% дешевле, чем Brent, и это призвано стимулировать покупателя. Но в глобальном плане цена поставок по-прежнему далека от установленного западными странами уровня. Во многом это происходит благодаря флотилиям теневых танкеров с неясной структурой собственности, создаваемых через множество различных организаций, что затрудняет установление их фактического владельца и регулятора, а также вынуждает их соблюдать западные санкции.
В CREA отметили, что "81% от общей стоимости российской морской нефти транспортируется теневыми танкерами, а на танкеры, принадлежащие тем государствам или застрахованные в тех странах, где действует ограничение цен, приходится 19%. Из-за роста количества теневых танкеров снижается зависимость России от судов, принадлежащих странам G7 или застрахованных там. Впоследствии это повлияет на возможности коалиции снизить предельный уровень и ударить по доходам России от экспорта нефти".
Российский морской экспорт сырой нефти постепенно восстанавливается после одиннадцатимесячного минимумаРоссийский морской экспорт сырой нефти восстановился после спада в конце июля, сообщает Bloomberg. За четыре недели он вырос на 80 тысяч баррелей в сутки, до пятинедельного максимума в 3,19 миллиона баррелей.
15.08.202400
Несмотря на призывы нейтрализовать влияние теневого флота, на практике это оказалось куда как непросто. Со своей стороны, CREA предложила следующее: "Страны, вводящие санкции, должны запретить продажу старых танкеров владельцам, зарегистрированным в странах, которые не проводят политику ограничения цен на нефть. Это поможет ограничить рост числа теневых танкеров, используемых для перевозки российского ископаемого топлива, который наблюдается с момента начала полномасштабного конфликта на Украине".
Не только нефть
Однако в Китай и Индию из России идет не только нефть. Поскольку обе страны являются крупными потребителями угля, российское сырье неизбежно попадает и в их хранилища. "С 5 декабря 2022 года по конец июля 2024 года в Китай шло 45% всего российского экспорта угля, за ним следовала Индия (18%). Турция (10%), Южная Корея (10%) и Тайвань (5%) замыкают пятерку крупнейших покупателей", — говорится в сообщении CREA.
Гаурав Шарма — лондонский аналитик энергетического рынка, проводит исследования и анализ для многочисленных финансовых клиентов и более десяти лет пишет для Forbes.