Церкви переходят к девелоперам. Выбитые стекла, разрушенные стены. Вместо храма ночной клуб

Interia: в пустых церквях в Европе открываются бары, отели и клубы

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Ресторан или отель в храме — это то, что в Польше многих все еще шокирует, а во многих странах Европы уже давно стало привычным явлением, пишет Interia. Люди отдаляются от церкви. Когда храмы начинают пустеть, их прибирают к рукам девелоперы и превращают их в коммерческие пространства.
Польша — это страна, значительная часть граждан которой по-прежнему считает себя католиками. Количество верующих, но не практикующих католиков растет. Вот уже несколько лет (не только на Западе, но и в Польше) все меньше верующих приходит в костелы на богослужения. Эта тенденция сильно усугубилась во время пандемии COVID-19, когда посещение мессы было просто запрещено.
Согласно проведенной в 2021 году национальной переписи населения, более 71,3% поляков, то есть более 27 миллионов человек, заявили о своей принадлежности к Католической церкви. С другой стороны, как свидетельствует ежегодный отчет Института статистики католической церкви имени о.Витольда Зданевича, большинство из них назвали себя не практикующими, то есть не посещающими церковные службы. В 2022 году в воскресной мессе регулярно участвовали 29,5% верующих, то есть чуть менее 8 миллионов поляков.

Молодое поколение отдаляется от Церкви

Хотя в Польше по-прежнему нет недостатка в практикующих католиках, а религиозные вопросы часто обсуждаются на общественных и политических форумах, тенденция секуляризации молодого поколения весьма заметна. Уже с начала второго десятилетия XXI века это явление наблюдается во всей Европе, а сегодня оно становится все более заметным и в Польше. Подобная социальная поляризация была проанализирована американской исследовательской компанией Pew Research Center. Специалисты сравнили религиозность людей в возрасте до 40 лет и старше в 108 странах мира. Выводы были предсказуемы: среди поколения Z верующих значительно меньше, чем среди поколения Y или X. Примерно в половине стран также наблюдался спад интереса к религии.
В пустых храмах Европы молитвы и исповеди уступают место выпивке и танцамВ европейских храмах теперь можно пить кофе и танцевать, пишет AP. Прихожан становится все меньше, поэтому в святых местах "в соответствии с тенденцией" устраивают отели, дискотеки, рестораны и спортивные объекты, чтобы привлечь посетителей.
Польша в этом исследовании стала мировым лидером. Здесь наиболее четко прослеживаются различия между поколениями. 40% пожилых поляков заявили, что религия очень важна для них в повседневной жизни, и лишь 16% молодых людей согласились с этим утверждением. О еженедельном посещении богослужений в этом опросе заявили 55% поляков старше 40 лет и только 26% молодых людей.
Такой отток практикующего населения, дефицит священников, отсутствие средств на ремонт или миграция общины в большие города приводят к тому, что некоторые церковные здания просто стоят пустые и не используются годами. Тогда они становятся предметом интереса девелоперов, для которых такая недвижимость является выгодным вложением средств.

Храмы переходят к девелоперам

Хотя превращать сугубо религиозные здания в общественные законы не запрещают, такая метаморфоза должна осуществляться с уважением к чувствам верующих, но прежде всего — к правилам, установленным Папским советом по культуре. В 2018 году Совет выпустил специальную инструкцию, в которой разъяснил, какие именно религиозные здания могут быть адаптированы для светских целей и для каких именно.
Храм можно "десакрализировать" и предназначить для общественных нужд, но только при условии, что новая функция и внешний вид не будут "профанировать прежний характер здания". Это правило не относится к алтарю, назначение которого не может быть изменено. Если алтарь нельзя перенести в другую церковь, он должен быть уничтожен. В документе также указано, что следует делать с мебелью и обстановкой "десакрализируемого" костела. Они должны быть либо перенесены в другую церковь, либо помещены в музей.
Кроме того, если, несмотря на заброшенность, костел является важным для местного сообщества объектом, в его конструкцию нельзя вносить изменения. Так обстоит дело, например, в Риме, где большинство церквей в центре города больше не используются по своему первоначальному назначению, но являются культурными объектами и историческими достопримечательностями для туристов. Местная группа верующих может заблокировать решение епископа или приходского священника о продаже церковного здания.
Застройщики скупают заброшенные церкви, рассматривая их как потенциальные инвестиции. Независимо от того, являются ли эти объекты архитектурными жемчужинами или самыми обычными зданиями, их превращают в коммерческие помещения. Чаще всего они становятся гастрономическими фуд-холлами с многочисленными ресторанами, атмосферными отелями, многоквартирными домами, студенческими общежитиями или даже музеями, художественными галереями или концертными залами, оборудованными современными акустическими системами.
Приспособление священных зданий под светские цели часто вызывает возмущение общественности и даже протесты. Лишение церковных зданий сакрального характера и передача их в руки частных владельцев вызывает много споров, особенно в Польше, где граждане сильно привязаны к католической религии. Однако местные власти, в основном по экономическим соображениям, таким преобразованиям не препятствуют.
По данным французской ассоциации "Обсерватория религиозного наследия", сейчас во Франции насчитывается около 90 тысяч католических церквей, монастырей или культовых сооружений, из которых каждый год более 20 выставляются на продажу. В Нидерландах за последние 50 лет было закрыто около 900 церквей, в Англии — 400, а в Германии за последнее десятилетие — около 150. Сегодня примеры таких церковных метаморфоз уже можно найти по всему миру, а несколько "десакрализованных" и отреставрированных объектов такого рода можно встретить и в Польше.
(...)
Епископат подводит итоги года и сетует на сокращение количества верных чад. "Церковь стала учреждением по оказанию услуг"Пандемия, прогрессирующая секуляризация общества и различные грехи духовенства – вот, по мнению представителя польского Епископата, причины сокращения количества верующих, участвующих в мессах и других богослужениях в католических костелах, пишет Gazeta.

Что происходит с пустыми костелами в Польше?

Хотя тема переделки заброшенных храмов в Польше освещается не так широко, это не означает, что этого не происходит. В небольших городах "десакрализированные" здания даже выставляются на продажу. Так было, например, в Сливице, где бывший католический храм можно было купить за 160 тысяч злотых. Бывший евангелический костел, расположенный недалеко от Вонбжезно на Куявщине, также был выставлен на продажу. Любой желающий мог стать владельцем здания, которое стояло пустым и не использовалось более 10 лет, заплатив за него 220 тысяч злотых.
В 2014 году был объявлен конкурс на ревитализацию костела в Губине, где еще не так давно функционировал католическая приход. Победитель конкурса планирует превратить его в современный культурный центр с полупрозрачной крышей. Часть здания должна быть адаптирована под концертный зал.
Готическое здание Доминиканского костела во Вроцлаве также теперь используется как концертный зал и ресторан, а в бывшем протестантском костеле Святой Троицы в Торуни сначала была дискотека, а теперь там камерный кинотеатр.
Однако самая популярная метаморфоза в Польше произошла с краковским костелом Святой Ядвиги, первые упоминания о котором относятся еще в 1378 году и который действовал до 1796 года. В этом храме, высота сводов которого достигает 9 метров, сейчас находится заведение под названием Hedwig’s Club.
Здание пережило несколько пожаров и реконструкций, а сегодня это элегантный клуб с баром, полностью отреставрированный и обставленный роскошной мебелью.
Автор: Иоанна Цебуляк-Бжикцы (Joanna Cebulak-Brzykcy)
Обсудить
Рекомендуем