Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Решение России представляет собой отход от давнишнего противоборства с США

Возникает вопрос: что получит президент Путин взамен? Если ничего, тогда это большая ошибка, считают российские политики правого толка.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкАвиабаза Военно-воздушных сил (ВВС) США «Манас»
Авиабаза Военно-воздушных сил (ВВС) США «Манас»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Решение России разрешить развертывание американских войск и базирование американской авиации в бывших советских среднеазиатских республиках представляет собой значительный отход от продолжающегося вот уже более семи лет противоборства между Москвой и Вашингтоном за господство в этом богатом нефтью регионе, который когда-то ревностно охранялся Россией как ее собственная сфера влияния.

Москва, 26 сентября 2001 года. Решение России разрешить развертывание американских войск и базирование американской авиации в бывших советских среднеазиатских республиках представляет собой значительный отход от продолжающегося вот уже более семи лет противоборства между Москвой и Вашингтоном за господство в этом богатом нефтью регионе, который когда-то ревностно охранялся Россией как ее собственная сфера влияния.

 

Но, поддерживая возглавляемую Соединенными Штатами кампанию, российский президент Владимир Путин имеет право рассчитывать на существенные дипломатические дивиденды. Аналитики внешнеполитических проблем в Москве заявляют, что Запад теперь может видеть в России союзника в войне нового типа, а не бывшего противника в "холодной войне", которому все еще с трудом доверяют. По мнению военных обозревателей, возможные военные удары по Афганистану могли бы также принести России ощутимые выгоды в плане ее безопасности, устранив угрозу, которую представляет для ее уязвимого южного фланга движение "Талибан". Россия надеется, что антитеррористическая кампания, быть может, приглушит критику в адрес ее войны в Чечне, где западные правительства предъявляют ее войскам многочисленные обвинения в жестокости.

 

В речи в немецком парламенте во вторник г-н Путин сказал, что мир должен отбросить устаревшие клише советской эпохи, чтобы противостоять новым угрозам своей безопасности. "Мы так привыкли жить в двух противостоящих друг другу системах", - сказал он. - Мир стал куда более сложным".

 

Российская уступка знаменует также важный рубеж для политики США в регионе. С 1994 года Вашингтон пытается превратить Среднюю Азию и Кавказ в независимый, прозападный кусок территории между Россией и Ираном. Главным для этой политики является поддерживаемый Соединенными Штатами проект строительства магистрального трубопровода для экспорта нефти, связывающего Каспийское и Средиземное моря. Москва не менее энергично противилась распространению американского влияния на этот регион, который она считает своим "задним двором", и наказывала страны региона в экономическом и военном планах, если те пытались идти своим путем. В 1993 году настроенная на независимость Грузия в ходе войны сепаратистов, которых, как считает, поддержала Россия, потеряла входившую в нее Абхазию. Хотя сегодня Россия, кажется, уступает перспективе поддерживаемого американцами строительства трубопровода из Азербайджана в турецкий порт Джейхан, аналитики заявляют, что ранее и представить себе не могли, что Москва может согласиться на присутствие в регионе американских вооруженных сил.

 

В переданном по телевидению обращении к нации в понедельник г-н Путин сказал, что Россия откроет свое воздушное пространство для полетов американских самолетов с гуманитарными грузами, примет участие в поисково-спасательных операциях и поставит оружие антиталибским силам в Северном Афганистане. Он также заявил, что Россия не возражает против того, чтобы среднеазиатские государства предоставили свои аэродромы для американской авиации. Этот шаг впервые проложил дорогу развертыванию американских войск на бывшей советской территории. Это случилось всего через 10 дней после того, как Сергей Иванов, министр обороны г-на Путина, объявил, что не существует даже "гипотетической" возможности того, что операции НАТО будут вестись с территории бывших советских среднеазиатских республик.

 

"Путин рассматривает антитеррористическую акцию как исторический шанс для России войти в цивилизованный мир", - сказал глава московской аналитической организации "Центр политических технологий" Игорь Бунин. Однако некоторые комментаторы говорят, что г-н Путин попросту уступает неизбежному. США уже выполнили по меньшей мере два полета с целью доставки военных грузов в Узбекистан, и в последние дни ряд среднеазиатских государств выражает свою готовность сотрудничать с Соединенными Штатами. В понедельник казахстанский президент Нурсултан Назарбаев заявил, что США могут использовать аэропорты, военные базы и воздушное пространство его стран, отметив, что пока никаких просьб об этом к нему не поступало.

 

Официальные представители Пентагона (министерство обороны США - прим. пер.) заявляют, что им нужно разместить подразделения сил специального назначения и боевые самолеты АС-130 в Узбекистане, команды военных медиков и спасателей в Таджикистане и использовать воздушное пространство всего региона для пролета военных реактивных самолетов. "Как меняются времена, - сказал Роберт Эбель (Robert Ebel), директор отдела анализа проблем энергетики и национальной безопасности в вашингтонском "Центре стратегических и международных исследований". - Пришло время среднеазиатским государствам продемонстрировать свою независимость".

 

Однако некоторые аналитики говорят, что Россия просто осознала, что ее озабоченность проблемой терроризма перевешивает страх перед утратой своего влияния в регионе. "Я усматриваю в этом шаге отражение главного российского приоритета - борьбы с терроризмом и радикализмом в таких местах, как Афганистан", - говорит Леон Фейрт (Leon Feurth), который в должности советника по внешнеполитическим делам при бывшем вице-президенте США Эле Горе (Al Gore) был одним из ключевых игроков в американской политике в Каспийском регионе. Г-н Путин намекнул, что в награду за свою поддержку Запада он рассчитывает на то, что Запад станет относиться к военной кампании России в Чечне как к неотъемлемой части "борьбы против международного терроризма". Он сопроводил свое предложение поддержки ультиматумом к чеченским повстанцам, дав им 72 часа на то, чтобы войти в контакт с его представителями в регионе для обсуждения вопроса о том, чтобы они сложили оружие.

 

Россия неоднократно заявляла, что в Чечне ведет борьбу против исламских экстремистов, подготовленных и финансируемых Усамой бен Ладеном (Osama bin Laden). Эту точку зрения, кажется, поддерживает канцлер Германии Герхард Шредер (Gerhard Schroeder), который после переговоров с г-ном Путиным заявил, что следует пересмотреть мировое общественное мнение по Чечне. Поддержку Россией западных акций приветствовали прозападные либералы в Москве, которые давно надеются на оттаивание отношение Восток-Запад, которые были осложнены в результате бомбардировок авиацией НАТО Югославии в 1999 году, а также ввиду озабоченности России в связи с расширением НАТО на восток и американскими планами строительства национальной системы противоракетной обороны вопреки возражениям Москвы. Однако некоторые националисты выразили недовольство тем, что Россия, кажется, ничего не получит взамен. "Впервые американские самолеты будут теперь совершать регулярные полеты над бывшей советской территорией, - сказал Алексей Митрофанов, лидер стоящей на правом крыле политического спектра Либерально-демократической партии. - Возникает вопрос: что получит Путин взамен? Если ничего, тогда это большая ошибка".