Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Защитники московского архитектурно-исторического памятника почувствовали угрозу

© РИА НовостиЦентральный Дом Художника цдх
Центральный Дом Художника цдх
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Художники и активисты движения за охрану исторических памятников в возмущении: премьер-министр Владимир Путин подписал указ, допускающий, по мнению критиков, снос архитектурно-исторического памятника советской эпохи — Центрального дома художника (ЦДХ).

Художники и активисты движения за охрану исторических памятников в возмущении: премьер-министр Владимир Путин подписал указ, допускающий, по мнению критиков, снос архитектурно-исторического памятника советской эпохи — Центрального дома художника (ЦДХ).


Среди прочего в здании находятся полотна художников XX века из коллекции Третьяковской галереи (в том числе Малевича и Кандинского, а также мастеров школы социалистического реализма). Ценный участок при ЦДХ расположен вблизи Москвы-реки напротив парка имени Горького и занимает двадцать три гектара. Миллиардерша и жена мэра Москвы Юрия Лужкова Елена Батурина, сделавшая своё состояние на операциях с недвижимостью, давно точит на него зубы.


В прошлом году Батурина обнародовала свой проект, заказанный ею у Нормана Фостера (Norman Foster). Внешне здание напоминает дискотечный зеркальный шар, порезанный на ломтики, как апельсин («апельсином» его в народе и называют).


Указ, подписанный Путиным, датирован 28 ноября, хотя известно о нём стало только в декабре. Ни Путин, ни Батурина, ни кто-либо из государственных чиновников документ не прокомментировали.
Директор музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян, ранее боровшийся против сноса десятков зданий в Москве, сказал в телефонном интервью, что уверен: за происходящим стоят интриги и чьи-то финансовые интересы.
«Они поделили территорию и деньги между собой», — сказал Саркисян.


На первый взгляд, Центральный дом художника — это очередной пример никому не нужного наследия советской эпохи. Построен он был в 1980 году, к московской Олимпиаде, и сейчас занимает особое место в сердцах интеллектуалов, помнящих, какие там показывали особенные фильмы, какие давали концерты и сколько бесчисленных музейных экспонатов там хранится. ЦДХ посещает почти два миллиона человек в год. В декабре, например, на проходившую там книжную ярмарку, пришло несколько десятков тысяч посетителей.


Как Саркисян, так и ведущие московские архитекторы, в их числе — Евгений Асс, заверяют, что здание, хотя оно и не имеет официального статуса памятника, вполне можно отреставрировать, а не уничтожать.
Территория вокруг ЦДХ знаменита тем, что на ней в постсоветскую эпоху разместили памятники государственным деятелям — от Сталина до Брежнева и Феликса Дзержинского (основателя советской тайной полиции; этот памятник сбросили с пьедестала возле здания КГБ после неудавшегося путча в августе 1991 года). Памятники теперь составляют художественную композицию, выстроившись вокруг мемориала в честь жертв ГУЛага.


В путинском указе содержатся призывы к «интегрированному развитию» города муниципальным правительством и к строительству здания, которое Москва должна будет передать федеральному правительству под Третьяковскую галерею.


В документе, о котором критики проекта говорят, что он составлен очень хитроумно и с большой тщательностью, не указаны даты строительства и даже ни словом не упомянут снос. Однако, по словам директора ЦДХ Василия Бычкова, на самом деле указ представляет собой «зелёный свет» желающим снести здание.
Батурина позиционировала свой «апельсиновый» проект как многоцелевой комплекс с гостиницей, пространством для предприятий розничной сети, ресторанами и уголком под музей.


Сотрудники Третьяковской галереи и Конфедерации союзов художников, которой принадлежат оставшиеся сорок процентов площади здания и права на аренду занимаемой им земли, были в шоке. Спустя несколько месяцев, после нескольких встреч с представителями властных структур, они высказались в поддержку проекта, отметив, что наконец-то получат столь необходимые им ультрасовременные помещения, которые построят рядом с существующим зданием, а его потом снесут.


Защитники Центрального дома художника подписывали прошения, проводили акции протеста и дружно посещали слушания, организованные муниципальными властями Москвы для принятия во внимание общественного мнения.


Была надежда, что сносы московских зданий прекратятся с финансовым кризисом. Но в декабре московская деловая газета «Коммерсант» сообщила, что Батурина недавно посетила заседание правительства, на котором поднимался вопрос о ЦДХ. Влиятельный архитектурный критик и сотрудник «Коммерсанта» Григорий Ревзин на прошлой неделе, давая интервью в эфире радио «Свобода», заявил, что Путин обожает работы Фостера.


Директору Центрального дома художника Бычкову также принадлежит компания «Экспо-парк», арендующая помещения в здании для проведения различных массовых мероприятий. Он написал нам письмо по электронной почте, в котором пообещал продолжить борьбу, но уже другими методами.


Опыт «показал, что организовывать борьбу в России бессмысленно», — писал Бычков. — «Мы хотим привлечь международное сообщество художников. Говорить будем не с политической точки зрения, а с этической, профессиональной и с точки зрения искусства».