Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

На фоне протестов плакаты со Сталиным не вывесят в День Победы в Москве

© Reutersплакаты с изображением Иосифа Сталина
плакаты с изображением Иосифа Сталина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Споры из-за плакатов, как и все дискуссии о роли Сталина в истории, отражают глубокий раскол в российском обществе. Критики говорят о Гулаге, где погибли миллионы людей; о пакте Сталина-Гитлера, из-за которого Советский Союз оказался неподготовленным к нацистскому вторжению в 1941 году; о гибели 15 с лишним миллионов солдат и мирных граждан в ходе войны. А его сторонники говорят, что несмотря на свои жесткие методы, Сталин осуществил индустриализацию некогда отсталой страны и в конечном итоге привел ее к победе в войне против нацистской Германии.

Во время Великой Отечественной войны Ольга Косорез добровольцем пошла в армию, служила радисткой на Западном фронте и принимала участие в последнем советском наступлении на Берлин в мае 1945 года.

Сейчас Косорез наряду с другими российскими ветеранами Второй мировой войны с нетерпением ждет 9 мая, когда Россия будет отмечать 65-ю годовщину окончания той войны. Но ей нравятся далеко не все приготовления к роскошному празднованию этой годовщины в столице Москве.

В рамках праздничных мероприятий мэр Юрий Лужков решил украсить город портретами советского руководителя военного времени Иосифа Сталина. Это решение вызвало волну протестов, в которых участвовала и Косорез. Она в составе группы из девяти ветеранов написала открытое письмо мэру с протестом против размещения плакатов.

"Друзья мои, фронтовики, опомнитесь, - заявила Ольга Косорез, выступая на Радио "Свобода"/"Свободная Европа" - Неужели вы свою победу, победу миллионов наших братьев, полегших на полях войны, хотите подарить этому малограмотному семинаристу, который вас считал лишь винтиками своей государственной машины?"

Более того,  Косорез не согласилась с популярными утверждениями о том, что Сталину принадлежит заслуга в победе Советского Союза  в той войне. Она указала на его секретный пакт 1939 года с Адольфом Гитлером и на довоенные сталинские чистки военной элиты.

"Все грамотные, образованные военачальники, готовившие армию к войне, были объявлены врагами народа и расстреляны. Армия была обезглавлена, - заявила Косорез, - предупреждениям наших разведчиков о точной дате начала войны "отец народов" не поверил. Он верил лишь в свое соглашение с фашистом Гитлером".

Рост народного негодования загнал московские власти в угол. Российская газета "Коммерсант", приводя слова заместителя московского мэра Людмилы Швецовой, написала, что город выступил против размещения сталинских портретов на улицах столицы во время празднования Дня Победы.

Вместо этого, несколько плакатов будет размещено в более скромных местах внутри зданий – например, в музее Второй мировой войны на Поклонной горе. По словам Швецовой, такое решение было принято в ответ на угрозы со стороны вандалов и в связи с возможным ухудшением погоды.

Циничная тактика?


Споры из-за плакатов, как и все дискуссии о роли Сталина в истории, отражают глубокий раскол в российском обществе. Критики говорят о Гулаге, где в ходе массовых чисток, известных под названием Большого террора, погибли миллионы людей; о пакте Сталина-Гитлера, из-за которого Советский Союз оказался неподготовленным к нацистскому вторжению в 1941 году; о гибели 15 с лишним миллионов солдат и мирных граждан в ходе войны. А его сторонники говорят, что несмотря на свои жесткие методы, Сталин осуществил индустриализацию некогда отсталой страны и в конечном итоге привел ее к победе в войне против нацистской Германии.

Спор этот стал также отражением продолжающейся политической борьбы между Лужковым, который правит Москвой как собственным удельным княжеством почти двадцать лет, и Кремлем, стремящимся отстранить его от власти. Кроме того, данный спор разгорелся в момент, когда сам Кремль начал отказываться от своей былой поддержки значимости Сталина.

Московский политолог Дмитрий Орешкин говорит, что первоначальный план Лужкова разместить сталинские портреты был похож на попытку заручиться поддержкой среди пожилых и консервативно настроенных москвичей, которые симпатизируют Сталину.

"Лужков проигрывает, отказываясь от своего плана со сталинскими портретами, - говорит Орешкин, - он не получил поддержки со стороны консервативных избирателей, которые не простят такую слабость. Он также не получил поддержки со стороны тех, кому Сталин не нравится. А это признак ослабления политических позиций Лужкова".

Планы разместить плакаты вызвали вполне предсказуемое противодействие правозащитных организаций, деятелей культуры и активистов-демократов.

Главный редактор российского издания мужского журнала GQ Николай Усков разместил в своем интернет-дневнике в "Живом журнале" призыв к гражданам срывать эти плакаты в знак гражданского неповиновения.

Усков пообещал "уничтожать эти портреты" и призвал "всех нормальных людей объединиться со мной, чтобы отомстить за кощунственное унижение миллионов погибших и изуродованных Сталиным людей в России и странах Восточной Европы…".

Правозащитная организация "Мемориал", со своей стороны, решила выступить против лужковских попыток развесить сталинские портреты проведением собственной кампании.

"Мы будем вынуждены ответить на неумную затею московских властей, - пообещал член правления "Мемориала" Ян Рачинский до того, как власти отказались от своего плана, - наши плакаты рассказывают о том, какова реальная роль вождя народов в истории войны, сколько миллионов жизней можно было бы сберечь, если бы не его безграмотная и преступная предвоенная политика. И постараемся разместить эти плакаты по возможности в заметных местах".

Масса сторонников

Сталин по-прежнему пользуется поддержкой среди определенных групп российского общества, в том числе, пожилых людей и твердолобых коммунистов. Ветераны войны были далеко не едины в своем отношении к размещению портретов.

В Санкт-Петербурге, где местные власти не планировали вывешивать плакаты с изображением Сталина, ряд ветеранских организаций выступил с заявлением о том, что они сделают это сами. А городские власти Владивостока сказали, что собираются вывесить в День Победы портреты Сталина в ответ на просьбы ветеранов.

По данным опроса общественного мнения, проведенного в декабре государственным агентством ВЦИОМ, примерно 37 процентов россиян "положительно" относятся к Сталину. Тот же опрос показал, что 54 процента россиян оценивают лидерские качества Сталина выше среднего или очень высоко. Это немного ниже показателя в 61 процент в 2000 году.

В 2008 году Сталина едва не избрали "величайшим россиянином" во время телевизионного конкурса, проведенного по образцу серии Би-Би-Си "Великие британцы". В итоге грузин Сталин занял третье место, отстав всего на 5500 голосов от князя Александра Невского, который в 13-м веке разгромил немецких захватчиков и был канонизирован Русской православной церковью. (Дореволюционный премьер-реформатор Петр Столыпин занял второе место.)

Председатель комитета по рекламе и информации московской мэрии Владимир Макаров выступил на защиту первоначального решения города разместить плакаты. Он отметил, что нравится это кому-то или нет, но Сталин занимает ключевое место в истории Второй мировой войны.

"Если человек во время войны был верховным главнокомандующим, то, наверное, эту информацию надо доводить до людей, - сказал Макаров, - портреты Сталина есть в учебниках. Его могила находится на Красной площади. Вычеркнуть его из истории Великой Отечественной войны было бы просто неправильно".

Кремль, который тоже переосмысливает сталинское наследие, во время споров в столице в основном хранил молчание.

Когда Путин был президентом, правящая элита пыталась использовать образ Сталина в рамках новой руководящей идеологии. Сталина расхваливали на телевидении за руководство страной в годы Второй мировой войны, а в школьных учебниках замалчивались факты репрессий во время его правления.

Эту кампанию возглавил заместитель главы кремлевской администрации и неформальный идеолог правящего режима Владимир (так в тексте – прим. перев.) Сурков, но он натолкнулся на ожесточенное сопротивление со стороны Русской православной церкви.

Уже не такой замечательный?


Как отмечают аналитики, Кремль в последнее время решил отказаться от поддержки советского диктатора, а также начал проявлять готовность рассмотреть другие, далеко не славные страницы российской истории времен войны.

Так, власти разрешили российскому телевидению показать фильм польского режиссера Анджея Вайды "Катынь", который посвящен массовым расстрелам во времена Второй мировой войны по приказу Сталина тысяч польских офицеров. В марте Путин вместе с польским премьер-министром Дональдом Туском принял участие в церемонии памяти о погибших, что стало косвенным признанием ответственности Кремля за массовые казни.

На этой неделе – после произошедшей в начале апреля авиакатастрофы, которая унесла жизни президента Леха Качиньского и десятков других высокопоставленных польских руководителей, направлявшихся на памятную церемонию в честь 70-й годовщины катынской трагедии – Россия впервые открыла для общественности секретные материалы о казнях в Катыни.

Но меняющиеся взгляды Кремля на историю России во Второй мировой войне все больше не совпадают с мнением московского мэра Юрия Лужкова. Давая интервью  грузинской службе Радио "Свобода"/"Свободная Европа", главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов сказал, что мэр Москвы, предлагая вывесить портреты Сталина, "преследовал свои собственные политические цели и не получал никакой поддержки в этом вопросе от Кремля".

Лукьянов добавил, что "попытки властей использовать Вторую мировую войну и советское прошлое во внутриполитических целях оказались неэффективными", и что Кремль решил от этой практики отказаться.

"Власти понимают, что возможности для использования этих идеологических представлений исчерпаны, и что они не приведут ни к чему положительному, - отметил Лукьянов, - вместо консолидации мы получили это бесконечное возвращение к бесплодным и неискренним спорам о Сталине и Советском Союзе".

В подготовке статьи участвовали корреспондент грузинской службы Радио "Свобода"/"Свободная Европа" Саломе Асатиани и корреспондент русской службы Радио "Свобода"/"Свободная Европа" Кристина Горелик.