Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Обзор зарубежных СМИ, 8 февраля 2011 года

© flickr.comгазета
газета
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В чем истинная демократия арабских стран, уживается ли она с исламизмом; перекинутся ли революционные настроения на страны бывшего Советского Союза; говорит ли высылка британского журналиста из Москвы о признаках возобновления холодной войны; почему в разных частых России с противоположным успехом уживаются религиозная терпимость и национальная толерантность; верит ли народ в эффективность закона о полиции. Ответы на эти вопросы – в сегодняшнем обзоре мировых СМИ.

«События в Египте продемонстрировали слабость арабских диктатур», - так полагает автор израильского издания Maariv Рубик Розенталь. В своей статье он пишет, что демократия уже давно не «наименее худшая форма правления» в современном мире, а единственная модель правления, обладающая мощной аргументацией и опирающаяся на идеи, а не на насилие и интересы мелких групп. Это подтверждают события, происходящие сегодня в Египте. В основе народного восстания египтян лежат западные демократические идеи, уверен журналист. В очередной раз была продемонстрирована слабость власти, которая не является демократической. Все диктатуры прошлого века пали одна за другой. Слабость диктатуры заключается в том, что в ней отсутствует баланс между различными силами, действующими в обществе и экономике. Мнимая мощь диктаторского режима зиждется на репрессивных возможностях армии и полиции. Когда наступает момент истины, вся эта тонкая репрессивная кожура лопается в одночасье. Потому что внутри этой кожуры нет подлинной гражданской солидарности и доверия к власти.

В аналитическом вестнике Eurasia Review в связи с событиями на Ближнем Востоке также затрагивается тема противостояния демократии и диктатуры. 59% египтян хотят демократии. А 95% - чтобы ислам играл более значимую роль в политике. 84% считает, что вероотступников надо карать смертной казнью. Вот такая она будет – египетская демократия, замечает автор материала. Единодушное большинство, желающее получить исламское государство, и лишь незначительное большинство, выступающее за демократию. Демократическое большинство в стране выступает за убийство людей во имя ислама. Правительство Мубарака не казнит вероотступников и прелюбодеев, а вот демократический Египет будет их казнить, потому что такова воля народа. В статье высказывается мысль, что раздачей демократии как конфет на палочке не решишь существующие культурные проблемы. «Мы сражались за освобождение Кореи и Вьетнама от коммунизма. Сегодня южные корейцы любят Ким Чен Ира больше, чем нас. Мы сражались за освобождение тиранов Кувейта и Саудовской Аравии от Саддама Хусейна. А они расплатились с нами тем, что с того самого времени финансируют убивающих нас террористов», - иллюстрирует свою точку зрения автор.

На сайте азербайджанского информагентства Trend News Agency опубликован материал, в котором, в частности, отмечается, что арабские лидеры прекрасно понимают, что после ухода такого опытного и сильного с политической точки зрения лидера, как Мубарак, очередь дойдет и до них. Эхо революции после свержения главы Египта может прозвучать и в других арабских странах - Иордании, Сирии, Алжире и Йемене. Протестами и революционной атмосферой в арабских странах воспользуются Европа, Соединенные Штаты и даже Иран, предполагает автор. Тегеран уже предпринял попытки возглавить «хлебные бунты» в Египте и Тунисе. События в странах Северной Африки и других мусульманских государствах являются отголоском исламской революции иранского народа, сказал во время пятничной хутбы верховный духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи. Если же революции охватят весь арабский мир, по мнению журналиста, самая опасная произойдет в Йемене: ибо помимо политической и экономической слабости, на официальную Сану весьма серьезное влияние оказывает террористическая организация «аль-Каида», а также Иран в лице йеменских шиитов - хуситов.


В сходном ключе написана статья эксперта Стратфорского центра Юджина Чаусовски. Он пытается спрогнозировать, могут ли повторить египетский сценарий постсоветские страны. Это маловероятно по многим причинам, просто потому что слишком много существует различий, от политических до культурных, между Египтом и этими странами, считает специалист. Однако есть несколько государств, которые находятся в зоне риска из-за своей политической и социальной нестабильности, связанной с их собственными причинами, не имеющими отношения к Египту, в особенности это Киргизия, Таджикистан и Азербайджан.

Московский корреспондент газеты The Guardian Люк Хардинг был выслан из России. Это первое изгнание британского журналиста из страны с момента окончания холодной войны.

«Свобода слова уходит из Москвы» - с такой редакционной статье вышло сегодня это издание. Хотя причины высылки сотрудника российские власти не объяснили, журналистам очевидно, какие «преступления» Хардинга заставили их пойти на не имевший прецедентов с советских времен шаг. Он виновен в том, что писал о многочисленных пороках, которые все сильнее уродуют российскую политику и общество – о государственной коррупции, связях правоохранительных служб с организованной преступностью, контрпродуктивной жесткости политики правительства на Кавказе, сокращении пространства свободы прессы, иллюзорности российских демократических институтов, судебных злоупотреблениях и так далее, уверены в газете.

Хотя западные журналисты не подвергаются таким опасностям, как их российские коллеги, некоторые из которых были убиты за то, что слишком глубоко копали на тему коррупции и мафиозных связей в сердце путинского государства, англоязычные московские корреспонденты осмотрительны в отношении того, о чем и как они рассказывают. Так пишет автор все того же издания Дэн Саббах. А главный редактор The Guardian Алан Расбриджер заявил: «Совершенно ясно, что это очень неприятное происшествие с серьезными последствиями для свободы СМИ, и это тревожный звоночек о том, что российское правительство теперь начнет выгонять неугодных журналистов». Обращение России с журналистами - как со своими, так и с иностранными - повод для серьезного беспокойства, полагает он.

Американское издание The Wall Street Journal уделяет внимание реформированию российской милиции. По мнению критиков, изменения, которые президент Медведев лично проталкивал не один месяц, недостаточно защищают права человека и меняют культуру службы, пораженной, как признают даже представители Кремля, коррупцией и злоупотреблениями. Это отмечает журналист Грегори Уайт. Сторонники нового закона говорят, что он должен превратить вызывающих страх агентов власти в защитников общественной безопасности по западному образцу. Однако, несмотря на масштабную кампанию в поддержку закона, начатую государственными СМИ, и организованное Кремлем обсуждение в Интернете, опросы показывают, что большинство россиян не рассчитывают на улучшение ситуации в результате реформы.

На сайте газеты The Washington Post появился материал под заголовком «Мусульманский юг России - убежище для мятежников». В нем в большинстве своем затрагивается ситуация в республике Ингушетия. Правительство ведет двустороннюю кампанию, одновременно стараясь отвратить молодых людей от боевиков и при этом ведя практически ежедневные бои с мятежниками, рассказывает автор Эми Феррис-Ротман. Местные люди, родившиеся в годы распада Советского Союза около двадцати лет назад, получившие больший доступ к религии и ценностям индивидуализма, которые подавлялись при коммунизме, говорят, что хотят большего, чем комфорт и рабочие места: «Нет какого-то одного духовного лидера для молодежи, кого-то, кто будет к нам прислушиваться. Чтобы остановить распространение исламистской идеологии, нам требуется идея национальной идентичности». Молодые люди уходят к боевикам, потому что не желают быть частью государства, которое считает их гражданами второго сорта – приводит слова аналитиков журналист. Все это происходит на фоне растущих антикавказских настроений среди русских, добавляет он.

На этом фоне контрастом выступает статья на исследовательском ресурсе Open  Democracy «Друзья и соседи: религиозное согласие в Татарстане?». Казань даже в советские времена называли городом уникальным, переплетение двух культур – татарской и русской – здесь встречается на каждом шагу. Здесь на бытовом уровне нет ни национального чванства, ни каких-либо проявлений нетерпимости. Еще одна особенность - в республике очень много смешанных браков. Если же говорить о религиозной составляющей, то с начала 90-х годов прошедшего века она стала стремительно расти, но никакого противостояния на этой почве нет. Все селятся вместе, и в одном селении уже можно встретить и мечеть, и церковь. Немаловажным является и позиция татарского мусульманского духовенства. Они всячески подчеркивают, что христианские святые имена являются почитаемыми и в исламе. И все же, пишет автор, определенная тревога у жителей существует. Наблюдая за межнациональными конфликтами в других регионах, прежде всего на Северном Кавказе, население опасается, что ростки экстремизма могут прорасти и в Татарстане.

В программе телеканала BBC Hardtalk («Непростой разговор») – интервью одного из лидеров недавно зарегистрированной Партии народной свободы Бориса Немцова. Политик, продолжающий свою деятельность, несмотря на давление властей, арестованный в последний день прошлого, 2010 года и проведший в заключении больше двух недель по обвинению в сопротивлении милиции, в очередной раз скептически отозвался о призывах президента Дмитрия Медведева к модернизации российской экономики и подверг сомнению готовность стран Запада вкладывать деньги в Россию.