Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Шведскую Торговую палату, работающую с Россией и странами СНГ, обращаются чаще, тревог выражается больше, инвестиции в Россию падают, но это касается перспектив дальнейшего развития деловых связей. Пока же действует принцип "business as usual": многократные визы в Россию сотрудникам шведских фирм выдают без проблем, с таможней тоже всё, как раньше.

В Шведскую Торговую палату, работающую с Россией и странами СНГ, обращаются чаще, тревог выражается больше, инвестиции в Россию падают, но это касается перспектив дальнейшего развития деловых связей. Пока же действует принцип "business as usual": многократные визы в Россию сотрудникам шведских фирм выдают без проблем, с таможней тоже всё, как раньше... Дипломаты, консультанты и бизнесмены о санкциях ЕС и их последствиях. Для России. Для Швеции.

Отмечу сразу, что все места в помещении семинара были заняты, аудитория была весьма активна, слушали докладчиков внимательно и вопросов задавали множество. Это отражает возросший интерес к деловым отношениям с Россией, окрашенный, к сожалению, беспокойством за будущее, за свой бизнес, подтверждает председатель Шведской торговой палаты, стремящейся к расширению контактов Хайнц Шёгрен/ Heinz Sjögren:

- Нам задают намного больше вопросов, чем раньше, - говорит он, но вопросы связаны чаще всего именно с темой сегодняшнего семинара: Санкции по отношению к России, правила, которым мы должны следовать, где искать ответы на вопросы, в какую инстанцию обращаться, чтобы получить корректную информацию? Часто, как можно судить по вопросам, возникают недоразумения, взаимное непонимание, если обращаешься не в ту инстанцию. Большинство шведов ведь хотят всё делать правильно, как положено, чтобы не возникало проблем. А санкции - это то, что находится вне возможностей отдельно взятого предприятия, на что они никак не могут повлиять.

Что касается санкций Евросоюза по отношению к России в связи с ее действиями в Украине, то в своем докладе "Официальная точка зрения Швеции на санкции" глава отдела шведского МИД по России и Центральной Азии Карл-Микаель Гренс/ Carl-Michael Gräns сказал:

- У нас (у Швеции. Прим. ред.) нет никакой другой точки зрения помимо той, которая есть у Евросоюза. Это европейское мнение. Выводы Европейского Совета, результатом которых стали санкции ЕС, - подчеркнул Карл-Микаель Гренс.

А на вопросы из зала (такое мнение не раз муссировалось и в шведских массмедиа), не звучит ли голос Швеции "громче других стран", благодаря министру иностранных дел Карлу Бильдту, ответ был таким:

- Я думаю, что в фокус внимания многих попадает его твиттер/ twitter, и то, что он очень активен в социальных сетях, но не это ложится в основу дискуссий в Брюсселе. Там путем переговоров устанавливаются позиции 28 стран, - сказал Карл-Микаель Гренс, отметив далее, что пока еще рано говорить о будущем (что интересовало задававших вопросы в зале) санкций:

- Нужно больше времени, для оценки того, что происходит в Украине, ведь там 26 октября предстоят парламентские выборы. Мы хотим убедиться, что эти выборы пройдут должным образом, а к концу октября можно будет начать оценку санкций, - сказал он.

Пока же, по наблюдениям Шведской Торговой Палаты, деловая активность шведских бизнесменов в России снижается, говорит Хайнц Шёгрен:

- Дела идут хуже, инвестиции падают, санкции влияют на интерес к России, как к деловому партнеру, потому что там труднее становится заниматься бизнесом. К сожалению, всё это ведет к снижению, как торговли, так и инвестиций. То есть, с одной стороны, мы наблюдаем рост числа вопросов, а, с другой, снижение торговли и инвестиций, - подводит итог Хайнц Шёгрен, глава Торговой палаты, одного из организаторов сегодняшнего семинара.

Представителя второго организатора семинара - Russia Consulting, Сергея Сумленного, главы отдела PR из Берлина, тоже слушали внимательно, поскольку он не только дал обзор нынешней ситуации в России, но и приводил конкретные примеры бизнес-отношений. Его доклад назывался "Как защитить свой бизнес" и главным посылом был совет: надо обладать информацией. О своем партнере в России, о структуре предприятия, его владельцах и т.д. Что же касается последствий санкций Евросоюза для России, то о них судить еще рановато. А то, что лежит на поверхности, типа роста инфляции, роста цен и падение курса рубля связано не с санкциями, а с более фундаментальными факторами в экономике России, и эти процессы начались еще задолго до всяких санкций, говорит Сергей Сумленный. Целиком интервью на русском языке можно послушать здесь:

Интересен был и обмен опытом между самими шведскими предпринимателями. Вот, к примеру, фирма Orbit One, уже больше десяти лет работающая в Калининградской области, говорит ее исполнительный директор Матс Юханссон/Mats Johansson:

- Мы производим электронную и электромеханическую продукцию по заказам наших партнеров в России или в Швеции. У нас три фабрики в Швеции, одна в Польше и одна в России, в Калининградской области. Пока санкции нас касаются мало, потому что наша продукция санкциями не охватывается. Многократные визы наши сотрудники получают беспрепятственно, работа продолжается и, можно было бы сказать, что "бизнес идет как обычно"/ business as usual. Но, с другой стороны, конечно, всё это влияет и на нас, продолжает Матс Юханссон:

- Решимся ли мы инвестировать и дальше в Россию? И тут я должен сказать, что та политика, которую Россия ведет сегодня, будет влиять на инвестиции еще долго. И это очень жаль. Потому что, когда вкладываешься в бизнес и начинаешь дело с нуля, когда годами ведешь с людьми дела, сближаешься со своими партнерами чисто по-человечески, сидишь с ними вместе, семьями, на даче, понимаешь, что мы не так уж сильно друг от друга отличаемся, и эта интернационализация бизнеса играет огромную роль. И я, конечно же, хотел бы, чтобы больше шведов набирались храбрости и делали шаг в сторону России. Россия - это половина моего сердца, - улыбается он. Никогда не забуду, как испугалась моя теща, когда я сказал, что поеду в Россию. В первый раз. Было это в 2001 году. И я чувствовал себя там совершенно в безопасности. В 2004-м я начал ремонтировать помещение будущего завод. Всё начинал с нуля. Ясно, что твое дело, твой бизнес становится твоим "чадом" (baby), говорит Матс Юханссон. А у нас ведь были планы по расширению деятельности.
Теперь мы не можем принять такое решение. Потому что не знаем: попадет ли наша продукция в списки запрещенных к ввозу в Россию? Или Россия предпримет какие-то ответные шаги, что сделает невозможным наш бизнес там, размышляет исполнительный директор Orbit One Матс Юханссон.