Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Участники симпозиума во Флоренции заявили: новость захватила все умы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
12 апреля 1961 года: «Еще до начала симпозиума некоторые поговаривали, что СССР может сделать какое-то неожиданное заявление. Была ли дата запуска космического корабля специально приурочена к симпозиуму COSPAR? На этот вопрос профессор Благонравов, улыбаясь, довольно остроумно ответил, что, наоборот — это COSPAR, наверное, приурочил свой симпозиум к российскому запуску».

Примечание редакции: Мы предоставляем вашему вниманию архивную статью The Guardian, опубликованную 12 апреля 1961 года — в день, когда газеты всего мира писали о первом запуске человека в космос.

От нашего специального корреспондента
Флоренция, 12 апреля [1961 года]


Казалось, что первый в истории пилотируемый космический полет вообще никак не коснулся молодых художников, делавших сегодня зарисовки Палаццо Питти. Однако ни один из участников международного научного симпозиума по исследованию космоса, которые проводили в этом дворце, ни о чем другом, кроме как об этом наивысшем достижении России, говорить не мог.

Глава советской делегации профессор Анатолий Благонравов был первым, кто сообщил журналистам перед завтраком новость о полете человека в космос. Он объявил об этом в 11:00 утра, связавшись предварительно по телефону с советским посольством в Риме, и его лично поздравил мэр Флоренции. После этого профессор Благонравов, собравшись с мыслями, решил провести пресс-конференцию в Красном зале Палаццо Питти.

Он начал с упоминания о подготовке к полету и о пяти спутниках, ранее запущенных Россией. Цель предварительных запусков — убедиться, что человек может комфортно пребывать в кабине космического корабля. «Конечно же, мы должны были быть уверены в самом главном — в том, что космонавт может безопасно возвратиться на землю, а космический полет не скажется на его здоровье. Мы поняли, что результаты, полученные после запуска пятого космического корабля, дали нам основания говорить о том, что теперь созданы все условия для успешного запуска человека в космос».

Несколько избранных

Понятно, что космонавт должен быть полностью подготовленным к космическому полету, продолжил профессор. Из «огромного числа» добровольцев для подготовки к полету были отобраны лишь несколько человек. Их учили не только управлять бортовым оборудованием корабля, но и проводить небольшой ремонт в случае необходимости прямо во время полета.

Кроме того, в программу была включена физическая подготовка космонавтов. На борту самолета они в течение небольших промежутков времени находились в состоянии невесомости, на земле их в специальной кабине подвергали воздействию высоких перегрузок и экстремальных температур.

«Помимо этого, — загадочно добавил профессор Благонравов, — все они являются опытными парашютистами». Кроме того, у российского космонавта великолепно скоординирована работа ума и тела. «Таким образом, мы предусмотрели любые вероятные ошибки на тот случай, если вдруг что-то пойдет не так».

Корреспонденты задали вопрос: каким образом космонавт приземлился? «Все прошло в точности так же, как и во время предыдущих полетов. Опираясь на накопленный нами опыт, мы научились осуществлять посадку в заранее заданном районе земной поверхности».

Еще до начала симпозиума во Флоренции, организованного Комитетом по космическим исследованиям (COSPAR), некоторые поговаривали, что Советский Союз может сделать какое-то неожиданное заявление. Была ли дата запуска космического корабля специально приурочена к симпозиуму COSPAR? На этот вопрос профессор Благонравов, улыбаясь, довольно остроумно ответил, что, наоборот — это COSPAR, наверное, приурочил свой симпозиум к российскому запуску.

Российский космонавт, продолжил профессор, сам «до некоторой степени» принимал участие в приземлении. Однако программой полета не предусматривалось, чтобы космонавт решал какие-то научные задачи, за него это автоматически делала бортовая аппаратура.

Однако советская делегация ученых, приехавшая во Флоренцию, не располагала всей полнотой информации о космическом полете. Профессор Благонравов сообщил лишь о том, что вес космического аппарата составлял 4725 килограммов. Однако когда профессора спросили о габаритах космического аппарата, он уклончиво ответил, что «размеры были ровно такие, чтобы космонавту в нем было удобно».

Да, космонавт, конечно же, пройдет тщательный медицинский осмотр. Да, он, конечно же, появится на публике в Москве во время первомайского парада. И еще: никаких неудачных попыток запуска человека в космос ранее вовсе не было, поскольку нынешний удачный полет — самый первый.

Комментарий американца


Журналистам захотелось услышать мнение главы делегации США доктора Ричарда Портера (Richard Porter) из американской Национальной академии наук. Доктор Портер, отчетливо произнося каждое слово, зачитал следующий текст из своего блокнота: «Ученые Соединенных Штатов приветствуют сегодняшнее технологическое достижение советских инженеров, специалистов-медиков и советского астронавта, потому что оно являет собой еще один шаг в освоении космоса и неизбежно пополняет знания человечества о себе самом и об окружающей вселенной. Я уверен в том, что этот первый шаг человека в космос будет вдохновлять умы людей во всем мире и приведет к новым свершениям в области науки и техники».

А как на счет американской космической программы? Тут Портер ответил следующее: «Надеюсь и ожидаю, что космическая программа США сможет достичь таких же успехов в ближайшие месяцы или годы».

Не был ли доктор Портер разочарован тем, что именно русским, а не американцам принадлежит нынешнее достижение? На это он ответил: «Как и другие ученые, я его приветствую». Однако выглядел он разочарованным.

Скрытый мотив

Говоря о пилотируемом полете, доктор Вернер фон Браун (Wernher von Braun), бывший немецкий конструктор ракет, а в настоящее время руководитель разработок в ракетном центре армии Соединенных Штатов в городе Хантсвилл, штат Алабама, заявил, что русские «сделали это для того, чтобы произвести впечатление на африканские страны», а Соединенные Штаты по-прежнему опережают Россию в нескольких областях космической науки.