Горно-металлургический комбинат в Никеле в нескольких километрах от норвежской границы — крупнейший источник загрязнения двуокисью серы в Европе. Руководство предприятия поставило цель сократить выбросы на 50%, пишет The Independent Barents Observer.
Комбинат в Никеле — часть концерна «Норникель», который вплоть до прошлого года назывался «Норильский никель». Богатейший человек Потанин владеет 30% акциями «Норникеля» через свою инвестиционную компанию «Интеррос». «Норникель» — одно из крупнейших в России промышленных предприятий. На его долю приходится 4,3% российского экспорта и 1,9% российского ВВП.
Загрязняет окружающую среду больше всех
Во время презентации в Лондоне Потанин заявил, что ставится цель превратить «Норникель» в «одну из самых современных чистых и безопасных горнодобывающих компаний в мире».
К 2023 году вредные выбросы у границы с Норвегий должны сократиться на 50%. Пресс-секретарь компании заявил в беседе с The Independent Barents Observer, что цель будет достигнута путем сокращения объемов выплавляемого металла и закрытия двух из трех плавильных печей.
В 2015 году комбинат в Никеле и металлургический завод в Заполярном, также принадлежащий «Норникелю», выбросили в атмосферу 80 тысяч тонн двуокиси серы. Это было почти в пять раз больше, чем все выбросы, осуществленные в тот же год Норвегией.
На Кольском полуострове, где компания производит никель и серную кислоту, происходят также масштабные выбросы таких тяжелых металлов, как никель, медь и мышьяк.
Из служащих в миллиардеры
При коммунистах Владимир Потанин работал в Министерстве торговли, но после развала Советского Союза в 1991 году он сколотил себе огромное состояние, когда в ходе масштабной приватизации государственная собственность продавалась за бесценок.
По данным российского издания Forbes, состояние Потанина оценивается примерно в 120 миллиардов крон. Это означает, что он восьмой в списке самых богатых людей России и 77 в списке самых состоятельных людей мира.
Но когда его жена в прошлом году потребовала при разводе 50 миллиардов крон, оказалось, что денег у Потанина нет.
Не хватает информации
Оскар Ньо (Oskar Njaa) из экологической организации Bellona говорит, что надеется на сокращение выбросов, но что пока компания очень немногословна в том, что касается способов достижения этой цели.
«Было бы очень здорово, если бы существовала „дорожная карта" запланированных проектов, где была бы заложена информация о предполагаемых сокращениях по сравнению с тем годом, когда сокращения начнутся, а также сведения о том, какие предполагаются сокращения к определенному году. Это заставило бы больше поверить в обещания сократить выбросы. Кроме того, можно было бы отслеживать, насколько успешно компания продвигается к цели», — считает он.
Норвегия хотела поддержать
В 1991 году, всего за несколько месяцев до распада СССР, тогдашний премьер-министр Ян П. Сюсе (Jan P. Syse) предложил Москве пакет существенной помощи в охране окружающей среды — на сумму 300 миллионов крон, чтобы сократить чудовищные выбросы, связанные с производством никеля. В 1991 году Норвегия заключила правительственное соглашение с Россией о модернизации завода в Никеле.
Тогда выдвигалось требование сократить вредные выбросы к 2010 году на 90%.
Владельцы концерна «Норникель» неоднократно говорили о том, что хотят модернизировать предприятие и прекратить выбросы, но это ни к чему не приводило.
В 2009 году норвежские власти отозвали свое предложение об оказании денежной поддержки на сумму в 300 миллионов крон, на следующий год Министерству охраны окружающей среды вернули 46,7 миллионов крон, выданные ранее российской компании для проведения предварительных проектов.