Варшава, Польша — В последние годы Польша сталкивается с одной из самых крупных волн миграции в Европу. В 2018 году она приняла у себя больше трудовых мигрантов из-за пределов ЕС, чем любая другая страна. В основном туда едут украинцы. Теперь же возникает тревога по поводу того, что эти люди могут вернуться обратно или поехать дальше — в Германию.
С 2014 года в Польшу приехало почти два миллиона украинских мигрантов. Многие бежали от слабой экономики и от войны на востоке страны. С тех пор, согласно данным Национального банка Польши, они обеспечили 11% роста польского ВВП. Украинцы играют очень важную роль в борьбе с нехваткой трудовых ресурсов, так как в Польше в прошлом году был самый низкий уровень безработицы за последние 30 лет.
Но сейчас кое-кто опасается, что направление трудовой миграции может измениться.
1 марта Германия ослабила свои иммиграционные правила, чтобы привлечь квалифицированных рабочих из стран, не входящих в ЕС. Но хотя интерес к иностранным трудовым ресурсам в Германии растет, значительные барьеры для украинцев могут замедлить этот отток.
Еще большую тревогу в Польше вызывает то, что украинская экономика постепенно восстанавливается, и реальный рост там, согласно оценкам МВФ, в 2019 году составил 3%. Безработица в стране тоже снижается, составляя в настоящее время 9,3%, в связи с чем украинские фирмы начинают искать работников.
«У них возникает ощущение, что их рынок труда иссяк», — говорит эксперт по трудовым ресурсам Анджей Кубисяк (Andrzej Kubisiak), работающий в Польском экономическом институте.
Зарплаты в стране выросли по сравнению с прошлым годом на 16%, а инфляция снизилась до 4,1%. А поскольку украинская гривна крепнет, заработки в польских злотых стоят все меньше.
По данным январского доклада Национального банка Украины, в результате этого интерес к Польше, Чехии и Украине ослабевает.
Однако эксперты успокаивают, заявляя, что эти изменения не будут всеохватывающими. Образ «гастарбайтера» в Польше претерпевает изменения, так как многие украинцы получают более высокооплачиваемую работу и остаются там на более длительный срок.
Немцы забрасывают свою сеть шире
1 марта 2020 года Германия приняла новый закон об иммиграции для квалифицированных рабочих из стран, находящихся за пределами ЕС. В Польше в связи с этим возникли опасения, что украинские мигранты захотят переместиться дальше на запад.
Население Германии стареет, рабочей силы там становится все меньше, и этой стране в настоящее время не хватает более миллиона квалифицированных работников. Чтобы исправить ситуацию, вводятся новые правила, отменяющие прежнее требование о наличии диплома университета или колледжа, и дающие разрешение работать в большем количестве секторов экономики.
Польских работодателей тревожит то, что немецкие рабочие места окажутся для украинцев более высокодоходными. В ходе недавнего опроса 70% украинцев заявили, что главной притягательной силой для них является более высокая зарплата, о чем сообщает Польско-украинская торговая палата.
Но скорее всего, эти страхи преувеличены. Работающая в Германии миграционная схема нацелена прежде всего на тех, у кого есть профессиональная квалификация, и кто хорошо говорит по-немецки. Этим критериям соответствуют лишь 2,6% работающих в Польше украинцев, о чем свидетельствуют данные нового исследования.
По словам Кшиштофа Инглота (Krzysztof Inglot), возглавляющего польское кадровое агентство «Служба персонала» (Personnel Service), новые возможности на рынке труда в Германии могут создать проблемы только в том случае, если туда позовут малоквалифицированных рабочих на стройки и в промышленный сектор. «В этом случае примерно 200 тысяч рабочих из стран, не входящих в ЕС, предпочтут Германию Польше», — сказал он.
Достаточно ли этого, чтобы они поехали домой?
Находящийся в варшавском предместье завод электроники «Делфи Текнолоджиз» (Delphi Technologies) производит детали автомобилей для автозаводов по всей Европе. Открывшаяся в сентябре прошлого года компания хочет заполнить как минимум тысячу вакансий. Многие рабочие приезжают с Украины.
Василий Присяжник работает оператором-станочником посменно по 12 часов. «Три года назад на Украине работы не было», — рассказал он корреспонденту «Аль-Джазиры». Он вернется на родину, когда ситуация там улучшится. Пока же оставшиеся на Украине друзья предупреждают его, что ситуация там «недостаточно стабильная».
Леся Коротченко что-то припаивает к схемам рулевого управления гибридных автомобилей. Она приехала в Польшу три года назад. Вначале она работала на мясоперерабатывающем предприятии, потом стала работать упаковщицей и, наконец, получила более высокооплачиваемую работу на производстве электроники.
Коротченко уезжать не хочет. «По сравнению с Украиной здесь лучше», — говорит она, размышляя о том, как бы ей привезти в Польшу своего сына.
35-летняя полтавчанка Наталья Байдык работает в цехе по производству топливных насосов. Есть целый ряд факторов, удерживающих ее в Польше. «Во-первых, зарплаты на Украине должны еще подрасти», — говорит она. Кроме того, ей хочется, чтобы улучшились социальные условия, а в-третьих, чтобы стабилизировалась политическая ситуация.
«Мы называем это экономической миграцией, потому что материальное вознаграждение является главным мотивом, подталкивающим рабочих к отъезду из своей страны», — объяснил Анджей Коркус (Andrzej Korkus), возглавляющий кадровое агентство EWL, которое набирает работников из Восточной Европы.
Согласно докладу этого агентства, более высокие заработки являются главным условием возвращения домой для трех четвертей работающих в Польше украинцев. Большинство также называет политическую и экономическую стабильность, а многие (41%) борьбу с коррупцией. Всего 10% говорят, что ничто не сможет убедить их вернуться на Украину.
В разных секторах настроения людей различаются. «Многим программистам не имеет смысла уезжать с Украины, так как там они платят налог всего 5%, — говорит Олег из Львова, работающий в Варшаве в технологической консалтинговой компании. — Я пытался привезти сюда некоторых друзей с Украины, но в финансовом плане это не имеет для них никакого смысла».
Олег приехал в Польшу в 2011 году на учебу и остался здесь работать. «Уровень благосостояния здесь неизмеримо выше», — рассказал он корреспонденту «Аль-Джазиры».
Однако его семья постоянно спорит о том, возвращаться или нет на Украину. Отвечая на вопрос о том, вернется ли он, Олег говорит: «У меня есть ряд четко определенных параметров».
Первое — это медицинское обслуживание. «Недавно я пару недель лежал в больнице. Я получил все необходимые услуги, в том числе, сдал анализы, прошел лечение, принимал лекарства, и ни за что не платил. На Украине такое все еще немыслимо».
Во-вторых, Олегу хотелось бы иметь сопоставимый уровень жизни, а в-третьих, потребительская система на Украине должна стать более развитой. Например, на Украине никто не берет кредиты на жилье, там просто нет ипотечного рынка.
С полей на заводы
По данным кадрового агентства «Служба персонала», более 20% польских компаний в настоящее время берут на работу украинских сотрудников, однако модель найма этих людей меняется.
«Работников с Украины все чаще берут на работу в сферу услуг, и все чаще они занимают должности профессионалов», — рассказал «Аль-Джазире» Инглот.
В 2014 году почти половина украинцев в Польше трудилась в сельском хозяйстве. В 2018 году эта цифра уменьшилась до 8%, потому что многие вновь прибывшие поступили на работу на промышленные предприятия (рост с 12 до 39%), в сферу услуг (с 28 до 33%) и на строительство (с 14 до 21%).
Однако модель трудовой миграции претерпевает изменения, так как многие приезжие с Украины остаются на более длительный срок. «Несколько лет назад большая часть трудовых мигрантов приезжала ненадолго», — рассказал Кубисяк. Граждане бывших советских республик могут работать в Польше без визы шесть месяцев.
Такая система намного проще, но в конечном итоге она не выгодна ни компании, ни работнику. Компаниям приходится обучать вновь прибывших, но даже самых амбициозных работников через шесть месяцев отправляют домой. Компаниям также приходилось проводить большую формальную работу, отслеживая разрешения на работу, сказал Кубисяк.
В прошлом году разрешения на работу получили 330 тысяч украинцев, и это позволило сотрудникам остаться на срок от одного до трех лет. Это на 92 тысяч человек больше, чем в 2018 году. Больше разрешений также получили белорусы (на 7 900) и грузины (на 4 600), о чем свидетельствуют новые данные польского министерства труда.
Это позволяет им переходить из компании в компанию, повышать свои профессиональные навыки (за счет подготовки по специальностям) и учить местный язык, отметил Кубисяк.
Более того, в прошлом году рекордное количество компаний в Польше было зарегистрировано иностранцами, главным образом украинцами и белорусами. Это еще один признак того, что свое будущее они связывают с Польшей.