Американцы демонстрируют, что «Инициатива трех морей» важна для них как с точки бизнеса, так и политики. В ее контексте перед США открывается также возможность помочь таким странам, как Белоруссия или Украина выйти из российской сферы влияния, — рассказывает в беседе с «Бизнес Алерт» профессор Польской академии наук и депутат Сейма Павел Коваль (Paweł Kowal).
США инвестируют в «Инициативу трех морей»
Как говорит Коваль, американцы относятся к «Инициативе трех морей» очень серьезно. Это для них существенный элемент стратегической политики в Центральной и Восточной Европе, о чем свидетельствует в том числе заявление о намерении выделить миллиард долларов на реализацию энергетических проектов в регионе.
«Выделение денег преследует несколько целей. В первую очередь речь идет о продвижении американских бизнес-интересов. Здесь есть как политическая, так и бизнес-составляющая. Следующий важный аспект — это подталкивание к действиям, например, в области ядерной энергетики, развитие которой, по мнению американцев, продвигается в недостаточно быстром темпе», — говорит эксперт.
Наш собеседник также отмечает, что «Инициатива трех морей» — важная для действующей американской администрации тема. Дональда Трампа пригласили на встречу этой неформальной группы, проходившую в 2007 году в Варшаве. Сейчас американский президент столкнулся со сложностями во взаимоотношениях со Старой Европой, поэтому естественно, что он концентрирует внимание на странах, с которыми ему легче найти общий язык по многим существенным вопросам.
«Миллиард долларов — не такая большая сумма, шаг США имеет скорее символическое значение: американцы демонстрируют, что они относятся к „Инициативе" серьезно», — добавляет Коваль.
Выгоды для Белоруссии
Эксперт обращает внимание, что помощь американцев выходит за рамки «Инициативы». На это указывают, в частности, слова Лукашенко о том, что ему хотелось бы обрести независимость от поставок сырья из России.
С одной стороны, как говорит Коваль, слушая высказывания белорусского лидера, всегда следует делать поправку на то, что он уже много лет старается лавировать между Западной Европой и Россией. Сейчас, однако, его слова звучат убедительнее, чем еще несколько лет назад, поскольку изменилась как международная политика, так и стратегия Москвы в отношении Белоруссии.
Павел Коваль полагает, что выступление Лукашенко было согласовано с американцами. Он напоминает, что в начале февраля Минск с визитом посетил госсекретарь Майк Помпео, а белорусская и американская делегации обсуждали в первую очередь энергетическую тематику. Для США возможность продавать углеводороды Белоруссии несет в себе двойную выгоду. «С одной стороны, американские производители хотели бы получить очередной большой рынок сбыта для своего сырья. С другой стороны, в политическом плане это станет ударом по России, попыткой вырвать еще одно звено из российской сферы влияния», — подчеркивает Коваль.
Важными представляются также учения британцев с белорусской армией, стартовавшие в начале марта. Лукашенко посылает сигнал Западу о готовности к сотрудничеству и одновременно показывает Москве, что у него есть альтернативы. Как полагает эксперт, это доказывает, что белорусский президент ведет активные переговоры не только с Путиным.