2 июля начались (и с разной интенсивностью продолжаются до сих пор) столкновения между вооруженными силами Армении и Азербайджана у общей границы двух государств на территории Товузского района Азербайджана и Тавушской области Армении. До сих пор бои носили позиционный характер (в первую очередь идет артиллерийский обстрел позиций противника и проводятся атаки с использованием дронов). В ходе боев погибли полтора десятка военных (среди них, в частности, генерал Полад Хашимов, обе стороны подтвердили гибель нескольких высокопоставленных военных). Армения и Азербайджан обвиняют друг друга в эскалации напряженности, указывая на обстрел деревень и использование мирных жителей как живого щита. Несмотря на бои в Товузском районе и Тавушской области, в Нагорном Карабахе ситуация остается стабильной. 14 июля в Баку начались спонтанные и бурные провоенные демонстрации, в которых, как сообщается принимало участие около 30 тысяч человек. Протестующие пытались, в частности, проникнуть в здание парламента, чему воспрепятствовали силы правопорядка.
Россия, Секретариат Организации Договора о коллективной безопасности (союз под руководством РФ, в который входит Армения), США, Минская группа ОБСЕ, курирующая мирный процесс, а также Грузия выразили обеспокоенность ситуацией, призвали немедленно прекратить огонь и заявили о готовности выступить в роли переговорщиков. Президент и министр иностранных дел Турции, в свою очередь, заявили о солидарности с Азербайджаном и подвергли резкой критике Армению.
Комментарий
Армения и Азербайджан находятся в состоянии конфликта с 1987 года. Его основная плоскость — это Нагорный Карабах и прилегающие к нему территории, юридически остающиеся частью Азербайджана (они имели статус автономии в рамках Азербайджанской ССР), а фактически ставшие в результате войны, которая завершилась заключением соглашения о прекращении огня, неофициальным протекторатом Армении. Она оказывает непризнанной Нагорно-Карабахской Республике поддержку и представляет ее на мирных переговорах.
Стороны конфликта регулярно нарушают режим прекращения огня (самым серьезным инцидентом такого рода была завершившаяся успехом локальная наступательная операция азербайджанских сил в 2016 году), чаще всего это происходит на линии разграничения вокруг самого Нагорного Карабаха, реже — на границе между Арменией и Азербайджаном.
Как локальные столкновения, так и мирный процесс под эгидой ОБСЕ не привели к значительному изменению ситуации. Баку считает, что реальных подвижек он сможет добиться при помощи силовых методов, а поэтому уже не первый год активно модернизирует свои вооруженные силы и увеличивает их численность, в том числе в тесном сотрудничестве с Турцией и Израилем. Воплотить в жизнь мечты Азербайджану мешает Армения, наращивающая при поддержке России потенциал своей армии, а также негативное отношение Москвы к военным операциям, которые могут представлять угрозу для российских интересов в регионе.
Точно восстановить картину последних событий сложно. Хотя обе стороны возлагают ответственность за обострение конфликта друг на друга, время и место столкновений таковы, что в политическом плане ситуация выглядит более благоприятной для Еревана. В первую очередь, бои вспыхнули не в Нагорном Карабахе, как раньше, а за его пределами, что позволяет назвать действия Азербайджана непосредственным нападением на Армению и апеллировать к ОДКБ (союз не берет на себя ответственности за карабахскую территорию).
Кроме того, эскалация конфликта началась в сложный для армянской стороны момент. Она позволяет консолидировать общество вокруг власти, отвлекая его внимание от текущих проблем. Страна уже несколько месяцев не может справиться с эпидемией covid-19, а ее руководители демонстрируют исключительную неэффективность в разрушении сети личных связей между представителями политики и бизнеса, которая существовала при команде, контролировавшей Армению до 2018 года и смещенной в результате общественных протестов.
Для Азербайджана бои это, как обычно, возможность продемонстрировать собственным гражданам и международной общественности решительность, силу и мастерство азербайджанских вооруженных сил, а также прощупать противостоящего многочисленным внутренним проблемам противника. Шаги, которые предпринимает Баку, не напоминают, однако, наступления апреля 2016 года, то есть единственной успешной операции его армии. Одновременно ситуация на линии фронта вызывает волну общественного недовольства, связанного с тем, что количество успехов не соответствует уровню ожиданий (проявлением таких настроений стали начавшиеся в Баку 14 июля демонстрации). Это ослабляет, а не укрепляет позицию властей.
Ситуация в целом не способствует перерождению инцидентов, которые мы сейчас наблюдаем, в более масштабную войну, нацеленную на обретение стратегического перевеса над противником. Продолжают действовать ограничительные факторы, существовавшие в предыдущие десятилетия: нет признаков ни значительных изменений в балансе сил между сторонами (если предположить, что Армения будет вести только оборонительные действия), ни пересмотра российской политики в отношении Кавказа (сохранение состояния неопределенности — это прекрасный инструмент контроля и давления на обе страны, которому Азербайджан не может ничего противопоставить).
В связи с этим следует ожидать, что позиционная война, которая, возможно, перекинется и на границы Нагорного Карабаха, будет продолжаться. Она соответствует воинственным общественным настроениям, которые царят в первую очередь в Азербайджане. При этом со временем из-за расходов, которые она создает, и под давлением внешних сил она будет затихать. Одновременно нельзя полностью исключить (хотя такой сценарий следует признать наименее правдоподобным) резкой эскалации конфликта, спровоцированной либо необходимостью укрепить авторитет властей в глазах населения (Азербайджан), либо непредсказуемыми последствиями эпидемии, которые отразятся на стабильности и эффективности ключевых структур одного из государств (в первую очередь Армении).