Одна картинка восстановления китайской экономики после пандемии коронавируса привлекла к себе повышенное внимание всего мира — речь идет о гигантской вечеринке у бассейна, которая состоялась в августе в Ухане, в том самом городе, где и началась эта пандемия. Спустя почти семь месяцев после введения режима самоограничения радостные участники этого мероприятия, находясь по пояс в воде, прыгали и кричали от восторга под отобранный ди-джеем ритмичные музыкальные композиции с мощными басовыми звуками. Видеозапись вечеринки в Ухане получила вирусную популярность. Это был момент полного расслабления, а также показатель того, как Китай намного опередил многие другие страны в том, что касается возвращения к нормальности (своего рода). К сожалению, экономические показатели не такие захватывающие, как вечеринка у бассейна в Ухане, однако последние по времени показатели ВВП Китая, опубликованные 19 октября, являются, грубо говоря, статистическим эквивалентом проведенного у бассейна веселого мероприятия.
По сообщению официальных лиц, экономика страны выросла в третьем квартале на 4,9% в сравнении с показателями прошлого года, и это лишь немного меньше тех темпов роста, которые существовали до пандемии коронавируса. В то время как большинство остальных стран завязли в рецессии, а также сталкиваются с новой волной заражений сovid-19, Китай близок к тому, чтобы завершить свой восходящий этап отскока по схеме латинской буквы V. С позиции аналитики, этот успех легко объяснить. Китай правильно сделал одну ключевую вещь: он почти полностью подавил коронавирус, что это позволило ему разрешить восстановление активности с небольшим количеством ограничений. Школы полностью открыты, предприятия работают, в ресторанах полно посетителей. Более того, Китаю повезло по одному ключевому показателю: он оказался лучше изолированным от слабого мирового спроса, чем такие более мелкие участники процесса как Новая Зеландия, которая тоже провела хорошую работу по сдерживанию пандемии коронавруса. Пока не появились вакцины, другим странам будет сложно добиться таких же результатов, как в Китае.
Однако разрекламированная устойчивость Китая скрывает несбалансированность восстановления. В феврале нынешнего года, когда правительство страны начало осторожно ослаблять режим локдауна, оно сфокусировало свое внимание на открытии предприятий, а также на запуске новых инфраструктурных проектов. В Китае правильно проанализировали ситуацию и решили, что будет легче поддерживать выполнение строгого протокола на предприятиях и строительных площадках, чем в торговых центрах и школах, поскольку первыми из перечисленных можно управлять как полузакрытыми пространствами. Кроме того, скудные страховые выплаты по безработице означали, что миллионы лишившихся работы людей будут вынуждены ограничить свои расходы. В результате на раннем этапе своего восстановления китайская экономика получила поддержку от промышленного производства и инвестиционных расходов. Прирост капитала — категория подсчета ВВП, включающая названные области — обеспечила 5 процентных пунктов роста во втором квартале, тогда как потребление сократилось более чем на 2 процентных пункта, и в результате Китай получил год к году рост в размере 3,2%.
Самые последние данные, с учетом показателей третьего квартала, отражают более сбалансированное — но все еще не идеальное — выздоровление. Вклад от прироста капитала опустился ниже 3 процентных пунктов, что соответствует существовавшей до пандемии коронавируса норме, поскольку расходы на инфраструктуру уменьшились. Потребление добавило почти 2 процентных пункта к общему показателю роста. Это еще ниже тех высот, которые существовали до пандемии, но уже большое улучшение — это легко можно заметить по большому количеству людей, вернувшихся в туристические центры, рестораны и магазины. Тем временем торговля стала своего рода сливками этого процесса. Хотя поставки, в целом, замедлились, доля Китая в глобальном экспорте товаров увеличилась до рекордных высот во время пандемии коронавируса. Китай получил поддержку, поскольку он первым из крупных производителей восстановил операции, а еще следует иметь в виду, что он является крупнейшим в мире производителем защитного оборудования — от масок до хирургических халатов.
Хотя китайские данные представляются в весьма розовом цвете, для скептиков будет естественным делом задать вопрос о том, насколько можно доверять этим данным. В недавно опубликованном докладе консалтинговой компании Capital Economics и экономистов Федрезерва, американского Центрального банка, отмечается, что китайские данные, по крайней мере с 2013 года, оказались, на самом деле, слишком гладкими. Однако, проанализировав новые данные, авторы доклада пришли к выводу о том, что отскок в китайской экономике является значительным и реальным. Участники вечеринки в Ухане согласятся с таким выводом.