Ключевая новость статьи: ждем появления Робокатюши.
«Если посмотреть на российские системы (залпового огня) первого поколения, будь это „Град" или „Торнадо", то, конечно, у них имеются лишь некие минимальные средства автоматизации, — рассказал „Спутник Ньюс" (Sputnik News) генеральный директор государственного предприятия по производству реактивной артиллерии НПО „Сплав" Александр Смирнов. — Процент роботизации в конкретном комплексе или системе определить трудно. Но могу с уверенностью сказать, что созданные в последние годы системы, в том числе, „Торнадо-Г" и „Торнадо-С", уже включают компоненты, которые могут стать основой для многообещающих роботизированных РСЗО».
Смирнов отметил, что у существующих реактивных установок типа «Торнадо-С» уже имеется определенная степень автоматизации в системе наведения и управления огнем, а также автоматизированное оборудование для подготовки и пуска реактивных снарядов.
«Это позволяет нам автоматизировать процесс подготовки и управлять наведением пакета пусковых направляющих и ведением стрельбы, а также автоматически осуществлять топопривязку и ориентирование боевой машины на местности, дистанционно вводить параметры полета и осуществлять пуск снарядов без выхода экипажа из кабины», — сказал гендиректор.
Непонятно, что имеет в виду Смирнов, говоря об «автоматизации». У современных систем вооружения типа танков и артиллерийских орудий зачастую имеется определенный уровень автоматизации, скажем автоматы заряжания, увеличивающие боевую скорострельность, или автоматические средства защиты от подлетающих ракет и снарядов. Тем не менее, если Смирнов ведет речь о полностью автономной РСЗО, то в этом случае автоматизация поднимается на гораздо более высокий и сложный уровень. Для начала такой РСЗО нужен беспилотный грузовик, способный преодолевать препятствия (делая это под огнем противника). Он должен действовать в походном порядке, скажем, в составе автоколонны своих войск, не сталкиваясь с другими машинами и не наезжая на личный состав.
Для этого нужен сложный искусственный интеллект и всестороннее владение обстановкой. Кроме того, нужна надежная система связи, потому что РСЗО должна точно знать свое местонахождение и местонахождение противника.
В связи с этим возникает самый важный вопрос: управление. Предположительно, автоматизированная реактивная установка не может вести огонь без участия человека, дающего ей команды. А если так, то у Робокатюши будет отсутствовать гибкость человеческого экипажа, который умеет реагировать на непредвиденные обстоятельства, скажем, вести оборонительные действия в случае вражеской атаки или оказывать огневую поддержку своим войскам даже при отсутствии связи.
Иными словами, России придется решать все те вопросы, с которыми сталкиваются «Гугл» и «Тесла» при разработке беспилотных автомобилей с функцией самоуправления, но при этом ее машины будут напичканы тонной взрывчатки.
Ничего невозможного нет. Но опять же, беспилотный автомобиль в случае сбоя программы может задавить незадачливого пешехода или велосипедиста, и не более того. А управляемая искусственным интеллектом реактивная система залпового огня одним залпом уничтожит целую деревню.
Тем не менее, если эта идея будет воплощена в жизнь, то не исключено, что уже «Гугл» будет обращаться к России за советами, как сделать беспилотный автомобиль.