В середине 1960-х годов Госплан был поражен статистикой: Америка, заклятый враг СССР, за год сумела произвести девять миллионов легковых автомобилей — в то время как в СССР едва успели собрать 200 тысяч экземпляров.
Тогда было решено построить на изгибе Волги автозавод мирового класса.
Помощь в открытии завода пришла из итальянского Турина. При поддержке компании Fiat был построен завод, который во многом был американским: 75% оборудования было привезено из-за океана.
Сделку по строительству завода во внутренней газете компании Fiat назвали «аферой столетия». Для итальянцев эта сделка была не очень рентабельной, однако ее масштаб сразу же сделал Fiat одной из ведущих компаний по производству автомобилей в мире.
Активные работы на заводе начались в 1967 году. Первый ВАЗ-2101 сошел с конвейера в апреле 1970 года.
Легко чинить — и украсть
Изначально носивший название «Ставрополь» автомобильный город превратился в «Тольятти» в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. Автозавод в Тольятти стал первым грандиозным промышленным проектом СССР, который был возведен без использования труда заключенных.
Производство «Копейки», как ласково назвали первую модель, постепенно росло. Запланированный темп по производству 2200 автомобилей в день был достигнут в 1974 году. В 1979 году было выпущено уже пять миллионов «Копеек». Тогда упомянутая выше «Лада» была самой продаваемой машиной в Финляндии.
Преимуществом «Копейки» на советском рынке была ее низкая стоимость и легкость в ремонте.
Детали автомобиля можно было легко снять — что могло быть как преимуществом, так и недостатком. Например, дворники на лобовом стекле легко становились добычей воришек.
В Тольятти были разработаны и более проворные модели. Производство внедорожника «Лада Нива» началось в 1977 году, производство седана «Лада Самара» — в 1984 году.
Дела автозавода в Тольятти начали ухудшаться в 1980-е годы.
Советский Союз неожиданно поставил на первое место развитие нефтегазовой промышленности. Подобные тольяттинскому заводы стали «дойными коровами». Из них безжалостно выкачивали ресурсы для развития энергетического сектора.
Обобществление
Автозаводу не удалось сделать свою работу более эффективной, напротив — его стали одолевать новые проблемы.
На заводе начали процветать кражи. За два года число работников, арестованных за кражи, возросло в три раза. К примеру, в 1981 году в капкан правосудия попалось больше трех тысяч работников завода. На самом деле число воров было гораздо больше.
На заводе с 130 тысячами работников «обобществление социалистической собственности» стало национальном видом спорта. Кражи становились все более искусными, особенно популярным было воровство запасных деталей.
Однажды более чем у 400 сверкающих новизной автомобилей не оказалось передних фар.
С началом перестройки завод в Тольятти стал, по сути, полем боя преступных группировок. Город с населением 700 тысяч человек временами напоминал Чикаго из 1930-х годов, когда преступные группировки были готовы перерезать друг другу глотки в борьбе за богатый город.
Большая афера
Также заводу не повезло с начальством.
Руководителями стали известные, в том числе и на Западе, Борис Березовский и Владимир Каданников, которые стали целенаправленно наживаться на заводе.
Одной из самых искусных уловок стал ввоз «Лад» для иностранного рынка обратно в Россию через подставные фирмы. Деньги от проданных «Лад» фирмы получали сразу, а завод — только через два года. Дело того стоило, ведь инфляция составляла 20-30% в год. Владимир Путин разозлился на Березовского, который сбежал в Лондон. Каданников покинул пост генерального директора в 2005 году.
На момент публикации этой статьи дела у завода в Тольятти идут хорошо. Французская Renault владеет половиной компании.
За год АвтоВАЗ производит примерно миллион автомобилей, многие из которых продаются под названием «Лада». Доля марки на российском рынке легковых автомобилей составляет около 20%.