Не оставляющий равнодушным русский режиссер и актер, аристократ по происхождению и духу, на протяжении многих лет критикует «новую норму», а несколько дней назад заявил, что отказался от сценария своего нового фильма «Шоколадный револьвер» из-за новых нелепых правил «Оскара».
Михалков поделился, что работал над сюжетом фильма, в котором известный русский режиссер для того, чтобы лечить дочь, должен получить «Оскар». Однако 75-летний мастер отказался от этой идеи, потому что сейчас не может себе представить, чтобы большой режиссер серьезно относился к этой награде. Теперь Михалков перепишет сценарий «Шоколадного револьвера», который уже откладывал три года назад. Кроме того, режиссер отказался возглавить российский оскаровский комитет из-за «политической зависимости» от Американской киноакадемии, ежегодно вручающей золотые статуэтки.
Некоторое время назад Никита Михалков назвал новые правила об обязательных гендерных и этнических квотах к претендентам на «Оскар» «зеркальной дискриминацией» и «нравственным бешенством»: «Это какое-то безумие, охватившее мир. Мне, может, не следовало бы этого говорить, потому что у меня есть „Оскар‟, и я был счастлив, когда его получил, но, когда я понимаю, что для того, чтобы, условно говоря, претендовать на „Оскар‟, надо соблюсти такие правила…Советская цензура — это просто дети».
«Это безумие, оно организовано, построено по принципу дегуманизации. Для меня это совершенно неприемлемо… Зеркальная дискриминация, бесовщина, говоря по-русски», — добавил великий режиссер и актер.
Вот уже много лет Никита Михалков — председатель Союза кинематографистов России и президент престижного Московского международного кинофестиваля. С детства он мечтал стать актером и поступил в Театральное училище имени Щукина, однако через год его отчислили за несоблюдение дисциплины. Затем он поступил на режиссерский факультет ВГИКа. Его первая запоминающаяся роль — в фильме «Я шагаю по Москве».
Как режиссер он дебютировал с фильмом «Свой среди чужих, чужой среди своих». Затем были «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Раба любви», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Пять вечеров», «Очи черные» — и всех их ждал успех. А в 1994 году монументальная эпопея «Утомленные солнцем» получила Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля, а затем и «Оскар». Это было еще до того, как повсюду доминировала политкорректность.
В последнее время Михалков не так творчески продуктивен. Продолжение «Утомленных солнцем» провалилось, как и его версия американской классики «12 разгневанных мужчин». Но он ведет активную общественную деятельность и продолжает оставаться титанической фигурой с богатым художественным наследием. В России его любят и уважают, а либеральные западные критики и журналисты все чаще недовольно верещат в его адрес из-за его позиций и дружбы с президентом России Владимиром Путиным, которого они выбрали на роль мифического «древнего врага» и архизлодея.
О критике и возрасте Михалков не думает: «У меня нет на это времени. Знаете, психологический возраст определяется тем, насколько вы осознаете то, что сделали. Слава богу, я совсем не чувствую своего возраста. Нет, я не кокетничаю… Когда мне было 62,63,65,67,68 — это будто бы не про меня. Или, может быть, я постепенно впадаю в легкий детский маразм. Встречаются же молодящиеся старики в рваных джинсах, это довольно наивно. Я счастливый человек и не испытываю этого тяжелого чувства, когда неловко отвечаешь на вопрос: „Такое было время!‟. Господь меня уберег от того, чтоб я снял нечто такое, за что сейчас мне пришлось бы оправдываться. И это великое счастье, величайшее!»
Награды, любовь, дети…
Михалкова называют императором российского кино — у него есть все большие кинопремии — «Оскар», Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, «Золотой лев» из Венеции, французский «Сезар», британская BAFTA, российский «Золотой орел» и другие. Его личная жизнь также всегда притягивала внимание. Первой женой Никиты была красавица и любимица публики Анастасия Вертинская. У них есть общий сын Степан. Его вторая жена — модель Татьяна Соловьева, родившая ему троих детей — дочерей Анну и Надежду и сына Артема. Все четверо детей идут по стопам отца и поддерживают творческие традиции семьи Михалковых.