Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Из-за санкций под угрозой оказалась энергетическая безопасность Европы, которая зависит от российского газа и нефти, пишет Wedge Infinity. Она не может отказаться от них сиюминутно, однако уже задумалась над постепенным сокращением поставок. Потеря европейского рынка сильно ударит по России, и никакой Китай не сможет его заменить, считает автор статьи.
Когда я работал в компании, то сотрудничал с российской газовой компанией "Газпром" по проекту по сокращению выбросов парниковых газов. Я несколько раз посещал головной офис "Газпрома" на юго-западе Москвы для проведения переговоров, и меня сильно удивила крайне строгая охрана.
Мы приехали на машине, и охранники использовали зеркала, чтобы осмотреть не только багажник и салон, но и днище автомобиля.
Здание "Газпрома" новое, но по стилю напоминает о сталинской эпохе. Сталинская архитектура символизирует период холодной войны. Подобные здания иногда появлялись в американских фильмах как иллюстрация Империи зла. Теперь образ России, возможно, откатился в эпоху холодной войны.
После начала военной операции на Украине западные страны и Япония исключили российские банки из международной системы платежей SWIFT, но "Газпромбанк" и некоторые другие финансовые учреждения не были включены в санкционный список по решению европейских стран: они зависят от России и опасаются, что та в ответ прекратит экспорт энергоресурсов. Поэтому поставки ископаемого топлива из России в Европу продолжается.
Из 337 миллиардов долларов российского экспорта в 2020 году на ископаемое топливо приходилось более 40%, что составляет 142 миллиарда долларов. Но с ростом цен на энергетику российский экспорт быстро увеличивается.
Рост цен на ископаемое топливо и увеличение доходов России
США решили запретить импорт российской нефти, угля и сжиженного природного газа (СПГ). США и Россия практически не торгуют углем и СПГ, но небольшое влияние на нефть есть.
Доля российской сырой нефти на американском рынке составляет менее 2%, однако Россия поставляет в США одну четвертую от общего объема нефтепродуктов, на которые приходится около трети импорта сырой нефти, и вместе они занимают чуть менее 7%.
Доля российского экспорта в США также находится примерно на том же уровне, поэтому влияние на обе стороны не столь велико, но это сильно отражается на рыночных настроениях. Некоторые финансовые учреждения прогнозируют, что цены на нефть будут расти и достигнут 185-200 долларов за баррель к концу следующего года.
Выплаты стран Европейского союза (ЕС) России за импорт природного газа и сырой нефти также резко возросли, превысив 100 миллиардов иен в день. 2 марта платеж только за газ составил рекордные 689 миллионов евро.
Комментируя это, вице-канцлер, министр по делам экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек подчеркнул: "От импорта из России невозможно отказаться за несколько месяцев. Если его отменить, это вызовет общественные волнения".
Энергетическая зависимость Германии от России возросла в процессе постепенного отказа от угля и атомной энергии. В конце прошлого года Германия закрыла три атомные электростанции и планирует постепенно отказаться от атомной энергии, остановив к концу этого года оставшиеся три АЭС.
Использование ядерной энергии сократило бы импорт ископаемого топлива из России, но пока Германия не объявила об отмене программы отказа от ядерной энергетики. Вице-канцлер Хабек также относится к этому отрицательно.
Страны ЕС находятся в разной зависимости от России, из-за чего и мнение о запрете импорта ее энергоресурсов разделились.
Германия, которая зависит от России больше, чем на 50%, и Италия, которая зависит на 40%, вряд ли пойдут на запрет. Премьер-министр Болгарии Кирил Петков отметил, что его страна не сможет присоединиться к запрету ЕС на импорт из-за высокой российской зависимости в области поставок газа и нефти.
Несмотря на это, Европейская комиссия объявила о мерах по снижению зависимости от российского газа – к концу года импорт должен быть сокращен на две трети.
В марте этого года Международное энергетическое агентство (МЭА) объявило о десяти конкретных мерах. Европейская комиссия пойдет на аналогичные шаги.
Десять мер по снижению зависимости от России
По данным МЭА, в 2021 году ЕС импортировал из России 140 миллиардов кубометров газа по трубопроводам и 15 миллиардов в виде СПГ. Это – около 40% потребления ЕС.
Чтобы снизить зависимость, МЭА сформулировало десять рекомендаций. Среди них – не продлевать контракт с "Газпромом" на 15 миллиардов кубометров, который заканчивается в конце этого года. Кроме того, есть предложение не переподписывать контракт на 40 миллиардов кубометров, срок действия которого истекает через десять лет.
Газ из других источников должен компенсировать сокращение поставок из России. Ожидается увеличение поставок по трубопроводам из Алжира, Норвегии и Азербайджана на десять миллиардов кубометров по сравнению с 2021 годом, а СПГ – на 20 миллиардов кубометров с учетом ограниченного предложения.
Кроме того, установка солнечных и ветряных электростанций может увеличить предложение на 35 миллиардов киловатт-часов и сократить потребление газа на сумму, эквивалентную шести миллиардам кубометров.
Ввод в эксплуатацию новой атомной электростанции в Финляндии увеличит поставки на 20 миллиардов киловатт-часов и на 500 киловатт-часов за счет использования мощностей по утилизации биотоплива.
В совокупности можно сократить потребление газа на 13 миллиардов кубометров. Если продолжить эксплуатировать три атомные электростанции, которые планировалось остановить в 2022 году, и одну, которую должны были закрыть в 2023 году, можно уменьшить импорт газа на 12 миллиардов кубометров.
Благодаря реализации таких мер, как снижение температурных режимов отопления, замена газовых котлов на тепловые насосы и повышение эффективности теплоизоляции зданий, эти десять рекомендаций в целом помогут сократить поставки из России на 50 миллиардов кубометров, что эквивалентно почти трети ежегодного импорта.
Более того, угольные электростанции могут работать вместо газовых для выработки 120 миллионов киловатт-часов электроэнергии, что позволит сэкономить 22 миллиарда кубометров газа.
Установки, работающие на нефти, можно использовать для сокращения потребления на шесть миллиардов кубометров. В общей сложности можно сэкономить 80 миллиардов кубометров, что эквивалентно почти половине импорта из России.
Если сделать все возможное, включая использование угля, атомной энергии и покупку СПГ в США, Катаре и других странах, можно снизить зависимость от России, но цены значительно вырастут.
Более того, в краткосрочной перспективе можно реализовать лишь ограниченное количество мер. МЭА и Европейская комиссия заявили, что в среднесрочной перспективе, к 2030 году, можно свести зависимость от российского газа к нулю.
Повышение цен на энергоносители и электроэнергию в связи с уменьшением зависимости
Если для снижения зависимости от России закупать СПГ, цены вырастут из-за затрат на сжижение и транспортировку, и стоимость будет выше, чем при поставках газа по трубопроводам.
Даже если вместо природного газа использовать уголь и нефть, более 20% потребляемого ЕС угля и около 30% потребляемой нефти сегодня поставляет Россия. Без поиска альтернативных поставщиков переход невозможен.
Даже если найти новых поставщиков, есть опасения, что цены на электроэнергию вырастут. При использовании угля и нефти, которые выделяют больше углекислого газа, чем газ, необходимо будет покупать квоты на повышенные выбросы углекислого газа в рамках европейской системы торговли выбросами. Затраты на эту покупку будут добавлены к стоимости электроэнергии.
Цена квот на выбросы выросла с 30 евро за тонну углекислого газа в начале 2021 года до почти 100 евро в феврале 2022 года, но 24 февраля, когда Россия начала военную операцию на Украине, начала резко падать.
Затем она немного восстановилась и по состоянию на 8 марта составляла около 66 евро. Один киловатт-час произведенной на угле электроэнергии эквивалентен шести евроцентам. Электростанции, работающие на природном газе, также выбрасывают углекислый газ, и это аналогичным образом повышает цены на электроэнергию.
Китай не заменит ЕС
Даже несмотря на рост цен на энергию и электричество, ЕС, похоже, намерен сокращать импорт ископаемого топлива из России, чтобы прийти к нулевой зависимости к 2030 году, поскольку доверие к ней утрачено, а безопасность поставок является главным приоритетом.
Есть мнение, что в этом случае Россия не будет испытывать проблем, поскольку в качестве альтернативы начнет экспортировать в Китай, но это не так. Китай не сможет заменить Евросоюз.
Это связано с тем, что объем закупок и инфраструктура отличаются. КНР является крупнейшим в мире потребителем энергии, а также производителем и потребителем угля.
Хотя в последние годы рост использования угля замедлился из-за усилий по ограничению его применения в связи с загрязнением воздуха и проблемами глобального потепления, он по-прежнему обеспечивает более 60% первичной энергии (энергия до его переработки в электричество и другие виды энергии).
Потребление энергии в Китае примерно в семь раз больше, чем в Японии. В нефтяном эквиваленте это составляет 3,4 миллиарда тонн. В связи с его ростом импорт сырой нефти и природного газа также увеличился.
Страны-экспортеры сырой нефти в Китай показаны на рисунке 5 (Этот и другие рисунки приведены в оригинале статьи. – Прим. ИноСМИ.). Импорт из России составляет около 15% от общего объема. Если бы Запад перестал закупать российскую нефть, Россия смогла бы продавать ее на китайский рынок.
Между тем Россия экспортирует в Европу 140 миллионов тонн в год, поэтому Китаю трудно заменить весь этот объем. Доля импорта газа по трубопроводам показана на Рисунке 6, а доля импорта СПГ – на рисунке 7.
За 20 лет европейские страны закупили у России 167,7 миллиарда кубометров газа по трубопроводам и 17,2 миллиарда кубометров СПГ. Китай импортировал 3,9 и 6,9 миллиарда кубометров соответственно.
Если европейские страны прекратят покупать российский газ, то Китай, который импортирует почти столько же СПГ, сколько Япония, сможет "забрать" часть предложения.
Но что касается трубопроводов, то Китай и Россию соединяет только "Сила Сибири", по которой транспортируется газ из месторождений Восточной Сибири. Они подписали долгосрочный 30-летний контракт, согласно которому ежегодно может поставляться до 38 миллиардов кубометров.
Когда президент Путин посетил Пекин в начале февраля, сообщалось, что был согласован контракт на поставку с 2026 года десяти миллиардов кубометров в год из Сахалина в провинцию Хэйлунцзян по подводному трубопроводу.
Объем поставок "Газпрома" в Европу отличается от экспорта в Китай на порядок, и нет трубопроводов, по которым можно было бы перенаправить в Поднебесную газ с европейского рынка.
Даже если построить газопровод, в краткосрочной и среднесрочной перспективе китайский спрос не увеличится настолько, чтобы охватить все объемы, предназначенные для Европы (прогнозируемое потребление газа в Китае показано на рисунке 8).
Если Россия потеряет европейский рынок, Китай не сможет его восполнить. Это станет серьезным ударом по российской экономике, но потом европейских потребителей вернуть не получится.
Автор: Рюдзо Ямамото (Ryuzo Yamamoto)