Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кто моргнет первым в российско-европейской энергетической игре?

© РИА Новости Дмитрий Лельчук / Перейти в фотобанкПорт Мукран - логистический центр "Северного потока-2"
Порт Мукран - логистический центр Северного потока-2 - ИноСМИ, 1920, 08.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ни Россия, ни Евросоюз не согласны идти на компромисс в энергетической игре. В будущем это противостояние обострится. У каждой из сторон есть "болевые точки", которые объединяет одно — время, пишет "Хуаньцю шибао".
3 августа Россия заявила, что газовая турбина "Северного потока — 1" по-прежнему находится в Германии, и единственная рабочая турбина требует проведения ремонтных работ. Это означает, что поставки российского газа в Европу могут еще сильнее сократиться. В конце июля "Газпром" заявил о снижении поставок, и страны-члены Евросоюза договорились о добровольном сокращении потребления голубого топлива на 15%, что обозначило переход российско-европейской энергетической игры в напряженную стадию.
Нынешняя ситуация такова, что ни одна из сторон не желает идти на компромисс. Понятное дело, что поиск Евросоюзом альтернатив российским нефти и газу требует времени, а Москва отвечает на санкции сокращением поставок, поэтому очевидно, что у каждой из сторон есть свои болевые точки. В будущем витке этой энергетической игры они будут то продвигаться вперед, то отступать. В настоящее время никто из них не хочет "моргать первым", и понятно, что игра обострится.
Во-первых, ЕС необходимо время. Из-за продолжительных поставок дешевого российского газа европейские предприятия и потребители попали в зависимость от низких цен на энергию. Из-за этого компаниям придется столкнуться с негативным воздействием высоких цен на энергоресурсы, что приведет к росту стоимости конечной продукции. Энергетический кризис в Евросоюзе длится уже долгое время, особенно он усилился после экономического спада, вызванного эпидемией нового коронавируса, и европейские правительства, вероятно, столкнутся с угрозой дефолта. В сочетании с текущим скачком цен на энергоносители ЕС сталкивается с растущей проблемой инфляции. Недавно он выдвинул план сокращения потребления энергии на 15%. Даже если этот план окажется успешным, он может удовлетворить только минимальные нужды промышленного сектора и населения — достаточно, чтобы просто пережить зиму. Общественность очень чувствительна к ценам на энергоносители, и в будущем, если население начнет протестовать против дефицита энергии, это повлияет на отношение Европейского союза к России.
Во-вторых, Россия нуждается в деньгах. Согласно данным, опубликованным Минфином РФ, его дополнительная нефтегазовая выручка в июле достигла 259 миллиардов рублей, что на 74,7 миллиарда рублей ниже ожидаемого. Однако из-за роста цен на международном энергетическом рынке выручка все же значительно выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года. Широко распространено мнение, что российская экономика сильно зависит от экспорта энергоносителей, поскольку экспорт нефти и газа составляет половину экспорта России. В 2020 году доля экспорта нефти и газа в ее ВВП составила 15%, и, если Кремль полностью прекратит поставки в Евросоюз до того, как будет найден новый покупатель, это станет относительно большим ударом по его экспортной выручке. Таким образом, в этой энергетической игре российская сторона противостоит ЕС с помощью давления на сектор природного газа, но важнейшим приоритетом остается ее экспортная выручка.
Конфорка газовой плиты в жилом доме города Симферополь - ИноСМИ, 1920, 29.07.2022
Эта зима будет тяжелой в ЕвропеВ Европе растет угроза безопасности энергоснабжения. Россия разыгрывает газовую карту, оставляя странам ЕС не так много вариантов действий в краткосрочной перспективе, пишет Yeni Safak.
В-третьих, дальнейшие раунды игры будут еще более напряженными. Евросоюз активно двигался в сторону энергетического перехода еще до российско-украинского конфликта, но внезапно изменившаяся обстановка поставила его перед серьезной дилеммой. В краткосрочной перспективе ЕС знает, что вероятность нехватки энергии зимой чрезвычайно высока. И даже если он возобновит работу угольных электростанций и других неэкологичных источников энергии, ему все равно придется столкнуться с энергетическим дефицитом и высокими ценами. Германия недавно разрешила перезапустить 21 угольную электростанцию ​​в течение следующих двух зим или перенести дату их закрытия. Такие страны, как Франция, Италия, Австрия, Нидерланды, также объявили о планах перезапуска старых угольных электростанций. Испания предложила ввести регулирование для энергетического рынка и ограничить цену за выбросы углекислого газа. Лучший способ решить энергетическую проблему ЕС — как можно скорее увеличить мощности выработки возобновляемых источников энергии, но этого нельзя достичь в краткосрочной перспективе.
Чтобы заменить российские нефть и газ, Европа будет искать других международных партнеров, чтобы максимально диверсифицировать поставки. Например, она может увеличить поставки сжиженного природного газа из США и Канады, а также закупку трубопроводного газа и СПГ из Норвегии, укрепить сотрудничество с Азербайджаном, особенно для увеличения мощностей Южного газотранспортного коридора, достигнуть договоренностей с поставщиками газа, такими как Египет и Израиль о расширении соглашения о поставках СПГ, продолжить сотрудничество с крупными производителями нефти в Персидском заливе, включая Катар, а также с Австралией, и изучить экспортный потенциал стран Африки к югу от Сахары, таких как Нигерия, Сенегал и Ангола. Однако новые нефтегазовые контракты тесно связаны с инфраструктурой, и время, необходимое для ее строительства, может противоречить долгосрочному плану ЕС по переходу на низкоуглеродные технологии.
Россия богата энергетическими ресурсами и является одним из крупнейших экспортеров природного газа и нефти в мире, а продажа энергоносителей является важным каналом ее внешней торговли. У нее достаточно стимулов для поиска потенциальных покупателей за пределами Европы для своих энергетических продуктов, чтобы обеспечить свои экспортные доходы, и ей несложно найти необходимое число покупателей на замену Евросоюзу. Другое дело, что она сталкивается с той же проблемой, что и ЕС — создание любой инфраструктуры потребует времени.
Линь Боцян (林伯强) — научный сотрудник Инновационной лаборатории "Цзя Гэн" и декан Китайского исследовательского института энергетической политики Сямэньского университета