Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пока ВСУ наступают с черепашьей скоростью, Запад теряет остатки терпения

© РИА Новости РИА Новости / Перейти в фотобанкРабота танка Т90-М "Прорыв" и 120-мм миномета в зоне СВО
Работа танка Т90-М Прорыв и 120-мм миномета в зоне СВО - ИноСМИ, 1920, 08.07.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В контрнаступление Украины вложены огромные средства, а результата, на который рассчитывал Запад, до сих пор нет, сообщает иранское информагентство Akharin Khabar. Киев предлагает набраться терпения, но как раз его у "спонсоров" остается все меньше.
Как только западные союзники Украины стали осознавать ту горькую реальность, что пресловутое контрнаступление ВСУ следует измерять не квадратными километрами и даже не просто километрами, а только метрами, они не просто разочаровались в этом контрнаступлении, но также начали терять терпение и злиться. И в целом их можно понять: уже многие месяцы тратятся колоссальные средства на обучение и переподготовку украинских военных, поставляется военная техника (хотя Запад и не предоставляет всего, что требует Киев, но и то, что идет на Украину — это отнюдь не какое-то там старье, а современное вооружение НАТО), а результатов контрнаступления, как и всего противостояния с Россией "до победного конца", все нет. При этом все затрачиваемые средства — это не подарки неких спонсоров, и не благотворительность, а бюджетные деньги стран НАТО и ЕС, то есть те средства, которые берутся у налогоплательщиков. Тех самых, которые уже перестают воспринимать всерьез тезисы западной политики о необходимости противостоять России как некой "вселенской угрозе" чуть ли не для всего "цивилизованного" человечества.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Тем временем боевые сводки с "фронтов" становятся хуже день ото дня: контрнаступление, которое с самого начала развивалось крайне медленными темпами, теперь попросту вязнет и буксует в бесконечных траншеях российских оборонительных рядов и минных полях. А между тем каждый день конфликта — это сотни тысяч и миллионы долларов и евро, которые получить неоткуда, если не выбивать их из карманов европейских и американских граждан, которых ранее потчевали страшилками о "коммунистической угрозе", теперь же — об угрозе от "деспотичной России". Один из украинских военных, участников контрнаступления в южной части Украины, в интервью CNN так обрисовал обстановку на поле боя: "Минные поля русских здесь настолько плотные и сложные для преодоления, что саперы ВСУ, пытающиеся проводить разминирование, обеспечивают наше продвижение буквально в час по чайной ложке, от дерева до дерева". Этот военнослужащий ВСУ также добавил, что никогда за годы военной службы не видел мин и многослойных минных преград в таком количестве.
Военнослужащий, попросивший называть себя кодовым именем "Легион", тем не менее еще рассказал CNN, что считает действия своих солдат и подчиненных "абсолютно успешными" и "полностью эффективными". Пока он и другие украинские солдаты пробиваются через заминированные районы, сталкиваясь с сильными оборонительными позициями и испытывая российские авиаудары и огонь артиллерии, многим со стороны на самом деле может показаться, что ВСУ идут медленно, пояснил военный. Но действительно ли это стойкая вера в победу? Может быть, имеет место либо полная утрата чувства реальности, либо просто страх говорить перед камерой что-то другое?..

О "нетерпеливых наблюдателях"

Украинские журналисты и военные обозреватели называют тех западных коллег, которые смотрят на действия ВСУ скептически, "нетерпеливыми наблюдателями". Но на самом деле, пока украинские военные продвигаются "от дерева к дереву" и называют успехом освобождение "десятков метров" территории, западные политики и военные, советники НАТО не просто теряют терпение, а начинают в полном смысле слова злиться и выходить из себя. И это очень заметно, когда их просят дать оценку украинскому контрнаступлению. А ведь совсем недавно они полагали, что украинская армия получила "все, что необходимо" для успешного контрнаступления. Западные союзники Киева злятся и нервничают еще и потому, что хорошо знают: Украина никогда не нанесет России военного поражения, если лишится их материальной и моральной поддержки. Но намного более медленный, чем ожидалось, темп украинского контрнаступления может привести к тому, что они станут отказываться от такой поддержки, если конфликт продолжится еще долго и ВСУ не смогут одержать хоть одну крупную победу "здесь и сейчас". Многие из западноевропейских стран, активно поддерживающих Украину в военном конфликте с Россией, борются с высокой инфляцией, последствиями повышения процентных ставок и постоянной рецессией. Лидеры этих стран, которым предстоят выборы в ближайшие полтора года, должны как-то оправдать те огромные ресурсы, которые они вложили в Украину, в то время, когда их собственные граждане едва сводят концы с концами. И не могут понять, ради чего все эти героические усилия и лишения.
Понять это действительно сложно, если нет или почти нет успехов на поле боя. Некоторые западные политики не гнушаются даже проводить параллели с событиями Второй мировой войны, когда вся Европа "противостояла" агрессии фашистской Германии. Однако им возражают, говоря, что Европа тогда отнюдь не "противостояла", а была фактические порабощена Германией, а противостояла нацистской агрессии как раз та же Россия в составе СССР.
Но, несмотря на всю словесную риторику, и выражения нетерпения, апологеты "противостояния Москве" в Европе все также упорно продолжают стоять на своем. Хотя несколько западноевропейских и даже украинских официальных лиц уже признали, что контрнаступление пока не принесло значительных успехов, но большинство из них тут же добавляет, что такой медленный прогресс оправдан и "логичен".
Неоспорим тот факт, что, пока на линиях фронта на юге и востоке Украины в первом полугодии в основном царило затишье, у российских военных было достаточно времени, чтобы отрепетировать все возможные неожиданности и подготовиться к контратаке. По оценкам базирующегося в Вашингтоне Института изучения войны (ISW), некоторые из наиболее стратегически важных частей линии фронта защищены сразу несколькими российскими оборонительными линиями и порядками, что крайне затрудняет продвижение украинцев. Это и есть та самая многослойная оборона с многочисленными минными полями, которым так поражался украинский военный, процитированный выше. Генерал Марк Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов США, сказал, что низкая скорость контратаки неудивительна, учитывая, что украинские солдаты "борются за свою жизнь". Но при этом американскому генералу можно напомнить древнюю истину, актуальную как в войнах, которые вел когда-то древний Рим, так и сейчас, в век атомного оружия – армия, в которой каждый солдат борется только лишь за свою собственную жизнь, неизбежно проигрывает.
Оценивая темпы контрнаступления ВСУ, Милли произнес слова, которые даже многим коллегам по НАТО показались не вполне уместными, а кому-то — даже циничными и кощунственными. Речь идет о том его высказывании, где он заявил, что контрнаступление идет "довольно медленными темпами" и "с большими потерями", но при этом все тяготы и потери – тоже "сущность войны". "В конечном итоге мы помогаем им (украинцам), как можем, но именно украинцы должны сражаться на минных полях и в окопах" — заявил Милли на прошедшем накануне Национальном пресс-клубе в Вашингтоне. Почему же украинцы должны или, по его словам, даже "обязаны" сражаться в таких тяжелых условиях, Милли так и не пояснил. Но вместе с тем подчеркнул, что контрнаступление все равно, "как бы то ни было, продвигается неуклонно и расчетливо".
Уничтоженный танк ВСУ в селе у линии соприкосновения на Артемовском направлении - ИноСМИ, 1920, 04.07.2023
Австрийский военный Райснер: первая стадия киевского контрнаступления провалилась

Проигранная "битва за воздух"

То, что украинской армии с самого начала конфликта приходилось сражаться почти при полном отсутствии современных систем ПВО, отмечалось многими аналитиками и комментаторами. И сейчас, в ходе контрнаступления происходит то же самое: пока украинские военные пытаются пройти смертоносные минные поля, нет никакой поддержки с воздуха. Там безраздельно господствуют российские ВКС. Кто-то говорит о проигранной Украиной "битве за воздух". Но многие военные эксперты утверждают, что никакой битвы, по сути, и не было, поскольку изначально не было ни авиации, ни ПВО "в современном смысле слова". Об этом же говорят и военнослужащие ВСУ. "Понятно, что российские войска готовились к этому моменту в течение нескольких месяцев", — сказал уже вышеупомянутый Легион, старший сержант 47-й бригады Украины, которая воюет на юге. "Они знали, что этот район будет основным в предстоящем контрнаступлении, и потому были полностью к этому готовы", — продолжает Легион. Здесь, по его словам, Россия сосредоточила огромные силы своей артиллерии и авиации. В распоряжении ВСУ же имеется лишь морально устаревшая советская техника и дроны, которые, безусловно, хороши для проведения разного рода диверсий, но диверсии — это слишком мало для достижения победы. Украинский военный также подытожил в интервью CNN, что противостояние в районах и полосах контрнаступления сравнимо с тем, что происходило в разгар сражений за Бахмут. Однако сражения за Бахмут были для ВСУ обороной — сейчас же они называют свои действия контрнаступлением. Хочется спросить у украинского военного, на что же ВСУ тогда рассчитывают, если они не имеют средств эффективно противостоять и преодолевать оборону противника. Однако похоже, ответа на этот вопрос не знают не только они сами, но и их "советники" и "кураторы" в НАТО.

"Важные события" еще впереди

Официальные киевские власти много раз говорили, что, хотя контрнаступление уже идет, "основные его события" при этом еще не начались. Заместитель министра обороны Ганна Маляр заявила в прошлом месяце, что Украина пока удерживает часть своих резервов в тылу и что "главный удар" еще впереди. Похоже, что вместо этого "главного удара" украинские военные периодически проводят мелкие атаки на нескольких направлениях вдоль 1000-километровой линии фронта, пытаясь измотать и ослабить российские резервы, прежде чем начать крупное наступление. Между тем президент Владимир Зеленский заявил, что хочет "стратегически" подходить к вопросу о том, где и как разместить войска и куда их направлять в дальнейшем. Зеленский заявил, что "каждый километр и метр стоят жизней". "Люди могут выполнять свою работу, не считаясь с затратами, но вместе с тем люди – это наше основное богатство, и потому мы проводим наступление очень осторожно" — рассуждал президент Украины, пытаясь таким образом объяснить весьма скромные результаты проводимого наступления.
Упомянутый выше генерал армии Марк Милли также призвал наблюдателей "запастись терпением", поскольку, по его ожиданиям, контрнаступление может занять до 10 недель. "Как я и говорил, этот процесс очень небыстрый и может продлиться шесть, восемь, десять недель" — уточнил он. — Вместе с тем, это процесс не только не быстрый, но и очень сложный, который будет стоить много крови". Так что, как и президенту Украины, председателю Комитета начальников штабов армии США тоже весьма сложно скрывать очевидные вещи и поэтому, как он говорит, не следует питать иллюзий относительно контрнаступления.