Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Украинский конфликт: почему летнее контрнаступление терпит неудачу

© AP Photo / Kirsty WigglesworthОбучение украинских солдат на военной базе в Великобритании. 12 октября 2022 года
Обучение украинских солдат на военной базе в Великобритании. 12 октября 2022 года - ИноСМИ, 1920, 08.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
США и НАТО обучают солдат ВСУ, основываясь на опыте боевых действий на Ближнем Востоке, тогда как украинский конфликт имеет совершенно иной характер, пишет SCMP. На фоне множества других факторов, сдерживающих наступление Киева, неэффективная военная подготовка может решить судьбу Украины.
Действия российских вооруженных сил, направленные на истощение противника, позволили им сорвать летнее контрнаступление украинцев. Киев так и не сумел достичь поставленных целей, в частности не смог перерезать российский сухопутный коридор в Крым и вернуть значительную часть потерянных территорий. Это широко разрекламированное и щедро профинансированное контрнаступление принесло Украине крайне скудные результаты, и с наступлением осени теперь складывается тупиковая ситуация.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Вооруженные силы Украины решительно настроены продолжать борьбу с русскими, но все остальное — подготовка, поставки вооружений, разработка стратегии и логистика, за которые отвечают Соединенные Штаты и НАТО — разваливается и сходит на нет.
Что еще важнее, существует огромный разрыв между той боевой подготовкой, которую украинцам предоставляют инструкторы НАТО, и навыками, необходимыми украинским солдатам для прорыва российских позиций. На сегодняшний день краткий 35-дневный курс базовой боевой подготовки под руководством инструкторов НАТО прошли 63 тысячи украинских солдат.
Военнослужащих ВСУ обучают ведению общевойскового боя, который предусматривает координацию действий между различными воинскими подразделениями для захвата территорий. К примеру, танки прорывают линии противника, минуя траншеи, после чего пехота обеспечивает безопасность территории, проводя операции с нескольких направлений.
Но в реальности украинцы оказались в ловушке на российских минных полях, и российская артиллерия, беспилотники и боевые вертолеты наносят по ним удары по своему усмотрению. Как сообщили украинские чиновники, доля их танков, уничтоженных в результате прямого попадания снарядов из российских танков, составляет менее 5%.
К сожалению, в присущий Вашингтону менталитет холодной войны прочно вплетена стратегическая убежденность в том, что американский способ ведения операций окажется лучше российского подхода, если в распоряжении украинцев будет оружие западного уровня. Это противоречит запросам украинцев касательно военной подготовки: они хотят, чтобы упор был сделан на навыках разминирования, зачистки траншей, метания гранат и ведения боевых действий на равнинной местности — именно эти навыки больше всего нужны в текущем конфликте на Украине.
Кроме того, в основе боевой подготовки, которую предоставляет Запад, лежат принципы ведения боев в городских условиях и в тесном контакте противодействующих сторон, что обычно подразумевает обход домов с целью выявления и зачистки противника, — это очень напоминает войны, которые велись на Ближнем Востоке. Кроме того, противники, с которыми Соединенные Штаты и их союзники по НАТО сталкивались в Афганистане и Ираке, не были так хорошо вооружены, подготовлены и скоординированы, как те, с кем сейчас приходится воевать украинцам.
Инструкторы из Соединенных Штатов и стран НАТО опираются на совершенно иной опыт, что снижает эффективность боевой подготовки и ограничивает возможности украинских солдат, которые не могут применить полученные ими знания и навыки в условиях боя.
Конечная цель подготовки заключается в том, чтобы после завершения конфликта интегрировать вооруженные силы Украины в натовскую структуру. В прошлом году альянс НАТО заслужил похвалу за ту подготовку, которую он проводил с 2014 года — ежегодно обучая минимум 10 тысяч украинских военнослужащих, — и которая сыграла решающую роль в том, чтобы остановить первоначальное продвижение российских войск к Киеву.
155-мм снаряды для Украины на военно-воздушной базе Дувр, штат Делавэр, США. Архивная фотография - ИноСМИ, 1920, 06.10.2023
Предостережение: конфликт на Украине опустошает западные арсеналыНа Западе заявили об истощении запасов вооружения для Украины, сообщает NRK. Конфликт привел к тому, что оружия расходуется больше, чем производится. Многие страны сомневаются в целесообразности дальнейшей поддержки Киева, поскольку это поставит под угрозу их безопасность.
На начальном этапе российского наступления в рядах ВСУ воевало множество ветеранов, которые ранее участвовали в боевых действиях в Донбассе. Но Украина уже потеряла большинство своих младших офицеров, которые проходили подготовку у американских инструкторов после воссоединения Крыма с Россией. Учитывая, что новобранцы слишком быстро попадают из тренировочных лагерей на поле боя, отсутствие у них опыта и нужных навыков препятствует сколько-нибудь значимому прогрессу в их попытках прорвать оборону русских. С начала российской СВО вооруженные силы Украины потеряли около 120 тысяч человек, в результате чего качество личного состава, сражающегося на фронте, заметно снизилось.
К тому же все чаще стали появляться сообщения о неуклонно растущем уровне стресса среди украинских военнослужащих, а также о проблемах с психическим здоровьем. Солдаты не хотят возвращаться на поле боя, поскольку чувствуют, что у них было недостаточно времени, чтобы оправиться от травмирующего опыта. Многие солдаты находятся на фронте целый год, из которого с родными и близкими они проводят всего несколько дней, и многих из них приходится силой возвращать на передовую, что оборачивается всплеском числа самоубийств.
Об этой проблеме заговорили еще в 2017 году, когда стало известно о том, что за три года боевых действий в Донбассе в рядах украинских солдат было зафиксировано около 500 случаев самоубийства. ВСУ также страдают от нехватки боеприпасов, вызванной неустойчивыми поставками с Запада и слишком большим многообразием типов оружия.
Это, в свою очередь, приводит к неэффективному использованию боеприпасов, обусловленному снижением точности ударов снарядов и ракет, что может оборачиваться повреждениями техники и ранениями солдат. Это способствует снижению морального духа в рядах ВСУ, страдающих от массового дезертирства. В начале контрнаступления в июне украинские пограничники ежедневно задерживали по 20 уклонистов.
По данным иммиграционных властей Румынии, границу незаконно пересекли 6,2 тысячи украинских мужчин призывного возраста, а около 20 тысяч бежали из страны с помощью специальных разрешений, хотя зачастую это были поддельные документы, такие как медицинские справки и освобождения от службы. Киев ввел строгие законы, предусматривающие наказание за неповиновение и уклонение от призыва, и теперь за это можно получить до 10 лет тюрьмы. Также поступали сообщения, что в дезертиров стреляли.
В конечном счете стратегию необходимо лучше адаптировать к обстановке на передовой, потому что сейчас украинские солдаты — из-за ограниченности своей подготовки — гибнут напрасно. Чтобы решить эту проблему, необходимо готовить военнослужащих ВСУ таким образом, чтобы они могли противостоять военной стратегии России, а не навязывать им доктрину, сложившуюся на основе опыта боевых действий в Афганистане, — особенно с учетом того, что, оказавшись один на один с противником, афганская армия, которую обучали инструкторы Соединенных Штатов и НАТО, потеряла страну всего за 10 дней.
Если цель Соединенных Штатов и НАТО состоит в том, чтобы наделить Украину способностью устойчиво обеспечивать собственные потребности в сфере обороны, то та военная подготовка, которую получают ее солдаты, совершенно не эффективна. И в конечном счете это может решить судьбу Украины.