Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лю Чжунминь: стратегическая концепция США "Нового Ближнего Востока" рассыпается на части

Хуаньцю шибао: эскалация войны в Газе приведет к уходу США с Ближнего Востока

© AP Photo / Evan VucciБайден посетил Израиль, 18 октября 2023 года
Байден посетил Израиль, 18 октября 2023 года - ИноСМИ, 1920, 27.10.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ближневосточная политика подвела Байдена, пишет Хуаньцю шибао. В ней нет ни конструктивности, ни системности. Поэтому по мере развития арабо-израильского конфликта, влияние Америки в регионе будет лишь сокращаться и в какой-то момент вовсе сойдет на нет, уверен автор статьи.
После эскалации палестино-израильского конфликта внимание мира привлекли Соединенные Штаты, которые долгое время играли важную роль в усугублении этого кризиса. Несмотря на то, что администрация Байдена предприняла некоторые дипломатические усилия для урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, ее явная предвзятость по отношению к Израилю уже заставила часть арабских стран отложить встречи на высшем уровне с вашингтонскими чиновниками. Очевидно, что война в Газе стала полной неожиданностью для Белого дома и ставит перед Байденом трудную задачу, загоняя его администрацию в тупик.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Если разбираться в первопричинах войны в Газе, то, конечно, все тесно завязано на противоречиях между Палестиной и Израилем и многих других аспектах. Однако значимую роль сыграла и политика Вашингтона в отношении Рамаллы. В последние годы государство Палестина практически не развивалось. Настойчивость США в продвижении "Авраамских соглашений" для нормализации арабо-израильских отношений, игнорирование, а также отказ от "решения о двух государствах" для политического урегулирования конфликта между Тель-Авивом и Рамаллой (как, например, это делала администрация Трампа) привели к продолжающейся маргинализации палестинского вопроса как ключевого на Ближнем Востоке. Это, несомненно, является важным внешним фактором, повлиявшим на начало войны в Газе.
Вместе с тем критика политики Вашингтона на Ближнем Востоке как внутри США, так и за их пределами не утихает. Во французской газете Le Monde недавно вышла статья о том, что в последние годы Соединенные Штаты придавали большое значение нормализации арабо-израильских отношений и пренебрегали решением палестинской проблемы, а новый виток конфликта разрушил фантазии Вашингтона о "Новом Ближнем Востоке". Известный американский ученый Стивен Уолтер выступил с еще более резким осуждением внешней политики США, отметив, что "обострение ситуации в Газе подтверждает, что Вашингтон в течение многих лет придерживался неправильного курса в отношении палестино-израильского конфликта".
Сокращение американского присутствия на Ближнем Востоке долгое время было частью стратегии администраций Обамы, Трампа и Байдена. Однако наиболее серьезный регресс в ближневосточной политике США начался во времена Трампа. Яркими примерами стали:
  • выход США из ядерной сделки с Ираном и подстрекательство стран региона к тотальной конфронтации с Тегераном;
  • укрепление союза Вашингтона и Тель-Авива и нормализация отношений между Израилем и арабскими государствами путем продвижения "Сделки века";
  • формирование антииранской коалиции вместе с Саудовской Аравией, а именно создание "арабской НАТО", и всевозможные попытки сохранить американо-саудовский альянс;
  • нанесение прицельных военных ударов по Сирии, Ираку, Афганистану и другим странам в рамках их "военного сдерживания".
После прихода к власти Байдена ближневосточная политика США почти не изменилась — лишь немного улучшилась по сравнению с подходом Трампа. Все потому, что продолжала усиливаться тенденция к утилитаризму и прагматизму, в основе которых лежит служение глобальной стратегии конкуренции великих держав. Когда Байден только стал президентом США, Белый дом инициировал Венские переговоры по возвращению к иранской ядерной программе, приложил усилия для деэскалации таких конфликтов, как гражданская война в Йемене, сократил военную поддержку Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам, вернулся к решению палестино-израильской проблемы по принципу создания двух государств, а также вывел войска из Афганистана. Однако по мере изменения геополитической ситуации и обстановки на Ближнем Востоке после начала спецоперации на Украине противоречие между постоянным сокращением присутствия США и ускоряющимися трансформациями в структуре региона, в том числе усиление позиций его стран на международной арене, стало очевидным. Стратегическое сокращение влияния на Ближнем Востоке все больше ограничивает США, что приводит к тому, что его политика все более пассивна, а цели Вашингтона не достигаются.
Заседание Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке
СБ ООН не принял резолюцию России по войне в Газе. Читатели "Гуаньча" раскритиковали организацию, назвав ее "балаганом"Во время голосования в ООН США и Британия проголосовали против резолюции России, призывающей к прекращению огня в Газе. Москва, в свою очередь, наложила вето на американский проект документа, который не содержал требования остановить военные действия, пишет "Гуаньча". Читатели портала осудили Запад как сторонника резни.
С вводом российских войск на Украину политические усилия США по привлечению ближневосточных стран к сотрудничеству для осуждения Москвы, а также выполнения требований Америки по добыче нефти ни к чему не привели, а стратегическая самостоятельность стран региона стала возрастать. Весьма примечательно, что символический визит Байдена в Палестину в 2022 году показал, что Соединенные Штаты, помимо оказания ей небольшой помощи, не намерены никак способствовать возобновлению ближневосточного мирного процесса. Можно сказать, что США оказались бессильны и не заинтересованы в политическом урегулировании палестинской проблемы на основе "решения о двух государствах". А в то же время администрация Байдена продвигает "Авраамские соглашения" и пытается нормализировать отношения Израиля с Марокко и Суданом по образцу прежнего примирения между Бахрейном, ОАЭ и Израилем при Трампе.
В целях сохранения своей гегемонии на Ближнем Востоке, США, с одной стороны, сокращают инвестиции в регион, а с другой — активно препятствуют сотрудничеству арабских стран и Китая. Однако Соединенным Штатам не удалось помешать расширению арабо-азиатского партнерства. Напротив, ближневосточные государства положительно восприняли инициативу "Один пояс — один путь", а Пекин сыграл важную и конструктивную роль в процессе примирения стран региона. В отличие от этого, "квартет", состоящий из США, ОАЭ, Израиля и Индии, и предложенный Америкой экономический коридор Индия — Ближний Восток — Европа носят явно эксклюзивный характер. Все они являются сугубо утилитарными, локальными и ответными инициативами, которым не хватает устойчивости и которые не нацелены на эффективное обеспечение региональной безопасности.
В будущем сокращение влияния США на Ближнем Востоке станет еще более заметным. Во-первых, существует явное несоответствие между отсутствием стратегического вклада Соединенных Штатов в развитие арабских стран и сохранением их гегемонии в регионе. Во-вторых, ближневосточная политика Вашингтона пассивна и представляет собой скорее реакции на происходящее в регионе, лишенные системности и глобальности. В-третьих, США все чаще подминают чужие интересы для защиты собственных приоритетов. В-четвертых, Белый дом принимает деструктивные решения. Так что ближневосточную политику Америки вряд ли можно назвать устойчивой.
Одним словом, американская политика на Ближнем Востоке все больше демонстрирует негативные черты, и Соединенным Штатам все труднее играть авторитетную роль и управлять регионом. В новом раунде палестино-израильского конфликта Вашингтон не подошел к сотрудничеству и разрешению кризиса с конструктивной и системной точки зрения, а вместо этого выразил поддержку израильской стороне и выделил ей военную помощь. Следовательно, вместе с эскалацией войны в Газе рассыпается и стратегическая концепция США "Нового Ближнего Востока".
Автор: Лю Чжунминь — профессор Института изучения Ближнего Востока Шанхайского университета международных исследований.