Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
МиГ-21: советский “старичок”, который никак не уйдет на покой (а всего построено около 11 000 штук)

TNI: некоторые из 11 тысяч МиГов-21 до сих пор стоят на службе зарубежных стран

© РИА Новости Лулишов Соломон / Перейти в фотобанкАфганские истребители советского производства МиГ-21 в воздухе в районе действия банд душманов в провинции Балх. Архивное фото 1988 года
Афганские истребители советского производства МиГ-21 в воздухе в районе действия банд душманов в провинции Балх. Архивное фото 1988 года - ИноСМИ, 1920, 28.11.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мало какой из самолетов может похвастаться столь же долгой жизнью как МиГ-21, который впервые поднялся в небо почти 70 лет назад, пишет TNI. При этом автор статьи почему-то вспоминает только истребители второго поколения, но ничего не говорит о его модификациях
Майя Карлин (Maya Carlin)
Знакомьтесь: МиГ-21, первый по-настоящему передовой советский истребитель второго поколения, продолжает служить целому ряду стран спустя почти семь десятилетий после того, как впервые поднялся в небо. За это время успела появиться и исчезнуть, отслужив срок службы, целая масса самолетов по всему миру.
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Однако МиГ-21 остается исключением из этого правила. Поскольку истребительные платформы постоянно совершенствуются, чтобы не отставать от аналогов, мало кто может похвастаться столь же долгой жизнью как МиГ-21 (по классификации НАТО: Fishbed, “костеносный слой c останками рыб”).
Представляем платформу МиГ-21
Несмотря на “несолидное” прозвище в рядах НАТО, МиГ-21 был вполне серьезным самолетом.
Как отметил военный эксперт Стивен Уилкинсон: “Советы терпеть не могли это прозвище. Они и от других западных названий своих истребителей плевались — будь то Fagot (“Хворост”, МиГ-15), Faithless (“Отступник”, МиГ-23) или Frogfoot (“Лягушачья лапка”, Су-25). У МиГ-21 не было официального прозвища на русском, но в народе его звали “Балалайкой” в честь треугольного народного инструмента — это явная отсылка к его треугольному крылу”.
МиГ-21 был создан на основе более ранних советских истребителей, продолжая ряд МиГ-15, МиГ-17 и МиГ-19.
В середине 1950-х годов КБ Микояна разработало прототип реактивного самолета, получивший обозначение “Е-1”. Хотя сверхзвуковую платформу Советам предоставил и более ранний советский МиГ-19, достижения авиации в тот период фактически свели на нет всю их полезность.
Характеристики и возможности
Первый успешный советский истребитель-перехватчик, МиГ-21 олицетворял для страны новую эру возможностей. При сравнительно маломощном форсажном турбореактивном двигателе он мог развивать скорость 2 Маха (вдвое выше скорости звука). Благодаря этому он встал в один ряд с американским F-5 Freedom Fighter, F-104 Starfighter и французским Dassault Mirage III.
Из вооружений МиГ-21 нес внутреннюю пушку и от двух до шести ракет, хотя сам самолет был разработан и принят на службу раньше. Как и другие перехватчики той эпохи, МиГ-21 имел небольшой радиус действия.
С 1950-х по середину 1980-х годов СССР произвел более 10 000 МиГ-21. Чехословакия и Индия также заказали более 800 МиГов в рамках соглашений о лицензионном производстве и передаче технологий.
Несмотря на ряд улучшений, у МиГ-21 был довольно низкий показатель поражений в воздухе. В ходе операции “Буря в пустыне” американские истребители сбили четыре МиГа.
В свое время автор Кристиан Орр подытожил, почему МиГ-21 показал себя не лучшим образом: “Даже если вынести за скобки превосходство в подготовке американских и израильских экипажей, а также в технологиях планеров, по крайней мере отчасти неудачу можно списать на слабость конструкции. Во-первых, бортовой радар был практически бесполезен, поскольку в носовой обтекатель, замедляющий воздушный поток, влезала лишь небольшая антенна. Кроме того, у него был чрезвычайно ограниченный запас топлива, которого хватало всего на 45 минут. Что еще хуже, МиГ-21 не мог садиться с неработающим двигателем, если топливо вдруг кончалось у самой базы — для захода на посадку непременно требовался включенный двигатель”.
Неудача МиГ-21 на Ближнем Востоке показала остальному миру, что советские истребители сдают позиции в воздушном соревновании с США.
Однако МиГ-21 по-прежнему использовались в ВВС примерно сорока других стран — и продолжают служить в восемнадцати странах по всему миру и поныне.
Майя Карлин — аналитик Центра политики безопасности и бывший научный сотрудник Университета Рейхмана в городе Герцлия в Израиле. Публикуется в ряде изданий, включая The National Interest, The Jerusalem Post и The Times of Israel