Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Кто будет сражаться с русскими? Украинцы не хотят в окопы. Конфликт находится на сложном этапе

Polityka: у Киева все хуже получается силой загонять людей в окопы

© AP Photo / Andriy DubchakУкраинский солдат
Украинский солдат - ИноСМИ, 1920, 20.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Настроения на Украине оставляют желать лучшего, пишет Polityka. На поле боя для ВСУ складывается неблагоприятная тактическая ситуация. Общество все больше устает от конфликта. А власти не способны бесконечно поддерживать высокий уровень мобилизации.
За первые полтора года конфликта с Украины сбежали около 20 тысяч мужчин. Беглецы пользуются услугами посредников и консультантов, спектр предлагаемых этими дельцами услуг широк. (…)
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Украинский парламент должен до конца года разработать новые правила мобилизации граждан. Нынешние нормы грешат многими недостатками и не позволяют поддерживать боеспособность ВСУ на уровне, необходимом для противостояния российской армии. В частности, предполагается учитывать компетенции и интересы новобранцев, поскольку не каждый желает бегать с автоматом и не каждый для этой роли подходит. Процесс рекрутинга будет осуществляться частными компаниями, имеющими опыт поиска сотрудников на гражданском рынке труда. Одной из причин обращения к штатным рекрутерам стала, по-видимому, недавняя смена министра обороны – в сентябре Александра Резникова сменил Рустем Умеров. Новые правила разрабатываются по поручению президента Владимира Зеленского, а также в связи с рядом коррупционных скандалов в военкоматах.

Одного патриотизма недостаточно

Оборона страны вступила в фазу боев на истощение. Украина стоит на пороге зимы. Предыдущая была для нее очень сложной, нынешняя тоже не обещает быть легкой. Россия по-прежнему будет стараться поражать как можно больше элементов энергетической инфраструктуры, от трансформаторных станций до ТЭЦ, чтобы сломить моральный дух украинцев, замерзающих и сидящих в темноте.
Причем зима только началась, а настроения на Украине оставляют желать лучшего. Фронт в лучшем случае замер, летнее наступление увязло. Тактическая ситуация под Артемовском (Бахмутом) и Авдеевкой для ВСУ неблагоприятная, русские войска действуют успешно, в целом Россия сейчас идет вперед. Ее пропаганда изо всех сил пытается убедить своих граждан, украинцев и весь остальной мир, что российская армия начинает одерживать верх и победа будет на ее стороне. Ходят слухи о серьезных разногласиях между президентом Зеленским и главнокомандующим генералом Залужным.
При этом украинское общество все больше устает от этой ситуации. Доверие к правительству падает – с 74% в прошлом году до 39% в настоящее время. Одной решимости и патриотизма, проявленных в первые месяцы конфликта, недостаточно, чтобы поддерживать высокий уровень мобилизации повсеместно и бесконечно.
Кроме того, уже в полный голос звучат – в том числе и в Европе, которая вроде бы болеет за Украину – рассуждения о том, что, дескать, Киеву пора начать в каком-то формате переговоры с Москвой, поскольку у него нет шансов на скорое возвращение занятых русскими территорий, а как обстоят дела с поставками оружия, всем известно. Украинцы, в свою очередь, считают, что вооружений могло бы быть побольше, а натовская подготовка могла быть получше.

В Македонию, Румынию и через Карпаты

Успех в конфликте на истощение определяется резервами. Что касается людских резервов, Украина в настоящий момент пытается их восстановить. Между тем, украинцы массово предпринимают попытки – во многих случаях успешные – избежать призыва. В этом деле особенно преуспевают ловкачи, обладающие высокими квалификациями, достаточными финансовыми возможностями и нужными связями. За первые полтора года конфликта с Украины убежало примерно 20 тысяч мужчин, многие из которых попросили убежища в соседних государствах. Применяемые уклонистами методы внимательно изучила британская Би-би-си. После 24 февраля 2022 года на Украине быстро приняли законы, запрещающие мужчинам в возрасте 18-60 лет выезжать из страны. Но уклонисты все равно пересекают пограничные переходы – с фальшивыми документами. Или пробуют другие пути.
Бежавшие от принудительной мобилизации направляются, главным образом, к "зеленой границе" с Молдавией. Известно, что на территорию этой страны бежали почти 12 тысяч человек. Контролировать этот участок границы сложно. Площадь Молдавии вроде бы невелика, но Украина соприкасается с ней на участке 1,2 тысячи километров. Кроме того, частично фактический контроль над границей осуществляет Приднестровье – поддерживаемая Россией сепаратистская республика, которая не хочет возвращаться в родную колыбель. Приднестровье симпатизирует России и с удовольствием помогает ослаблять украинский потенциал. Второй по популярности является карпатская граница с Румынией, проходящая по большим и лесистым горам, пересекаемая руслами причудливо изгибающихся рек с коварными течениями и изменяющимся уровнем воды, зависящим, в частности, от интенсивности дождей, выпадающих в окрестных горах. А дальше – Словакия, Венгрия и Польша, хотя границы ЕС слывут тщательно охраняемыми.
Украинские военнослужащие. Архивное фото - ИноСМИ, 1920, 18.12.2023
"Пожалуйста, не надо, у меня трое детей". Мобилизация на Украине стала фактомУкраине катастрофически не хватает солдат, пишет WP. Военкомы по всей стране действуют все более агрессивно. Мужчин хватают на улицах и насильно доставляют в "центры комплектации", где к ним применяется насилие и запугивание. О принудительной мобилизации люди сегодня говорят громче, чем когда-либо.
Беглецы пользуются услугами посредников и консультантов, специализирующихся на переброске людей, в том числе автотранспортом, через границу. Спектр предлагаемых услуг весьма широк и включает в себя, в частности, оформление за несколько тысяч долларов документа, подтверждающего статус многодетного отца или негодность к службе по состоянию здоровья. С такими бумагами можно совершенно законно пересекать границу туда и обратно и ездить, куда душа пожелает. Контрабандисты уверяют, что документы являются подлинными и поступают из военных медицинских комиссий. В зависимости от потребностей и бюджета можно выбрать документы, подтверждающие необходимость лечения за границей, или документы на полугодовую поездку в Польшу (несколько сотен долларов). Также можно купить, например, статус волонтера гуманитарной миссии. Срок реализации такого заказа – до недели.

Смертельно опасная граница

Как правило, самыми дорогими являются варианты, которые позволяют остаться на Украине. И это неудивительно, ведь в этом случае потенциальному мобилизованному не нужно решать фундаментальную дилемму: идти воевать и с высокой степенью вероятностью быть убитым, или же уехать, спасти жизнь, воссоединиться с проживающими за границей семьей и рассчитывать на то, что после всего дезертирам выйдет амнистия и им разрешат вернуться на берега Днепра. В любом случае, "коммерсанты" предупреждают, что ставки растут, потому что спрос большой, желающих уехать становится все больше, при этом работать на рынке левых бумаг становится все труднее. Конечно, среди беглецов есть те, кто просто не хочет идти в окопы. Но немало и тех, кто уверяет, что они действительно серьезно больны, но военные врачи их недомогания проигнорировали и подтверждать диагнозы отказались. Многие мужчины говорят, что их заболевание предполагает соблюдение специальной диеты, без которой в полевых условиях они бы долго не протянули.
Владимир Зеленский называет организаторов этих схем и их клиентов предателями родины. Между тем, взяточничество на Украине по-прежнему цветет пышным цветом. Из 21 тысячи мужчин, которых сотрудники полиции задержали при попытке нелегального выезда, почти у 7 тысяч были поддельные документы. Им грозит восемь лет лишения свободы. Для части смельчаков попытки перейти "зеленую границу" заканчиваются трагически – их тела регулярно находят на берегах пограничных рек. Мужчины в возрасте 27-60 лет на Украине могут быть мобилизованы в любое время. Повестки им вручают на улицах и станциях метро. Поэтому многие граждане призывного возраста стараются избегать общественных мест, в том числе кафе. Они стараются сидеть дома, но часто не по месту прописки, не пользуются общественным транспортом.
В настоящее время рассматривается возможность отменить существующую пока "неприкосновенность" для мужчин с высшим образованием в возрасте старше тридцати лет. Молодые люди в возрасте 18-26 лет без армейского опыта призываются сейчас в ВСУ только добровольно. Средний возраст украинских военнослужащих составляет 40 лет, отсюда и предложения принять меры по снижению этого показателя.
(…)

Украинцам нужна замена

Украинские власти утверждают, что российская пропаганда преувеличивает масштабы проблем, связанных с пополнением личного состава ВСУ. В украинской армии под ружьем 1 миллион военных, так что на самом деле уклонисты составляют очень небольшой процент, который никак не влияет на обстановку на полях сражений. Хотя при нынешней динамике боев это, безусловно, в какой-то степени ослабляет боевой потенциал Украины. С другой стороны, из тех, кто не видит себя на поле боя, кто решительно настроен любыми путями уклониться от службы, вряд ли получились бы хорошие солдаты.
Новая система мобилизации призвана обеспечить такое функционирование армии, чтобы граждане не хотели бежать из страны или добиваться незаконного освобождения от службы. Акцент делается на том, что вооруженным силам нужны не только пехотинцы, но и сварщиках или механики, которые будут служить вдали от линии боевого соприкосновения. Изменения необходимы, поскольку в стране идут протесты семей воюющих солдат, несмотря на закон о военном положении, запрещающий уличные собрания. Многие военные находятся на фронте с начала войны, но домой их отпускают только в короткие отпуска. Мужчины не знают, как долго все это продлится и сколько им еще воевать, а их близкие, в основном жены, хотят, чтобы их родных наконец-то демобилизовали. Им нужна замена.