Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чернохова: "Нас связывают собственные законы, а у России преимущество. Мне жаль, что она так приспособилась"

Министр обороны Чехии Чернохова: Запад проигрывает России в сфере вооружений

© РИА Новости Михаил Киреев / Перейти в фотобанкПроизводство бронебойно-подкалиберных снарядов для танков
Производство бронебойно-подкалиберных снарядов для танков - ИноСМИ, 1920, 21.12.2023
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Богатый Запад не сумел обогнать в сфере вооружений Россию и помочь Украине так, чтобы соотношение сил на поле боя выровнялось, заявила Aktuálně министр обороны Чехии Яна Чернохова. Она объяснила, почему так произошло. Оказывается, у России есть преимущество.
Мы стараемся наверстать то, что 20 лет не делалось. Если начнется война, мы должны быть готовы. С такими словами министр обороны Чешской Республики Яна Чернохова отстаивает рекордный оборонный бюджет на следующий год. Она подчеркивает, что если мы не хотим поражения Украины, то Запад должен ей помогать. "Мы не хотим никого пугать войной, но и врать людям не станем", — говорит она в интервью "Актуалне".
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Aktuálně: У Чешской Республики не так много оружия и боеприпасов, чтобы отправить Украине. Какой будет чешская военная помощь в следующем году?
Яна Чернохова: Наше ведомство больше не может отправлять необходимое Украине с армейских складов, но мы, разумеется, продолжим ей помогать, например, посредством чешских оборонных компаний. Они получают от Министерства обороны экспортные разрешения. Чехия выдала лицензий на коммерческие поставки почти на 117 миллиардов крон, из которых половина — это уже отправленная военная помощь.
Также мы продолжим помогать в подготовке украинских солдат, которых обучаем в Либаве и в Польше, а в соответствии с недавно расширенным мандатом мы сможем готовить их и в других странах Североатлантического альянса. Также мы вносим немалый вклад в разминирование украинской территории.
— Вооруженный конфликт на Украине вошел в кризисную фазу. Поставки вооружений задерживают и США, и Евросоюз. Как вы думаете, почему это произошло именно накануне зимы, когда Украина больше всего в нас нуждается?
— Из публичных заявлений министра обороны Соединенных Штатов Америки Ллойда Остина мне известно, что США намерены продолжать военную помощь. С другой стороны, неоспорим тот факт, что некоторые правительства меняют свою позицию. Однако если мы не хотим, чтобы Украина проиграла, мы обязаны продолжать помогать.
Чем больше Украина слабеет, тем жестче становится риторика Владимира Путина и его людей, которые уже сегодня претендуют на все новые и новые территории. Достаточно только упомянуть недавно опубликованный пропагандистский календарь фонда в поддержку ветеранов ФСБ. На одной из страниц там изображен русский солдат, стоящий перед Капитолием. Это просто верх наглости.
— Но как же возможно, чтобы Запад, самый сильный и богатый блок планеты, не сумел обогнать в гонке вооружений экономически слабую Россию так, чтобы соотношение сил на фронте выровнялось? Чего же для этого не хватает? Воли? Денег? Политической поддержки?
— Нет. Я думаю, что мы сами себя связываем своими собственными законами, конвенциями и международным правом, потому что, в отличие от России, мы их соблюдаем.Если мы, Чехия, объявляем тендер на поставки военного снаряжения, то проходит два-три года, прежде чем завершатся согласования со всеми органами по защите экономической конкуренции, будут соблюдены все требования и сроки, подготовлены все экспертизы. А Россия этим не утруждает себя. Мы связаны законодательством настолько, что может показаться, как будто мы ограничиваем помощь. Но мы ее не ограничиваем — просто процесс затягивается.
Казанский вертолетный завод
"Термиты" атакуют. Россия начинает серийное производствоРоссия начала серийное производство беспилотного ударного вертолета МДП-01 "Термит", сообщает Interia. Эта новая машина способна запускать высокоточные ракеты с лазерным наведением. Очень скоро "Термиты" будут атаковать противника на поле боя.
— Но говорят же, что все получается, стоит только захотеть. А война в Европе даже с точки зрения международного права — ситуация чрезвычайная. Неужели на самом деле ничего нельзя ускорить?
— Чтобы ускорить некоторые вещи, нужно выходить на уровень взаимодействия "правительство-правительство", и мы, Чешская Республика, стараемся так и делать, хотя оппозиция нас за это критикует. Но если мы хотим получить оружие и боеприпасы раньше, чем через два-три года, то нам не остается ничего другого, ведь время — деньги. (…)
— Российская экономика не рухнула, как предполагалось. Как же тогда победить Россию, если мы не можем обогнать ее в производстве вооружений?
— Им действительно удалось очень быстро приспособиться к условиям военной экономики. Оборонный бюджет на 2024 год значительно увеличен. Не буду скрывать, что меня это беспокоит и огорчает. Думаю, что мы должны настойчивее добиваться соблюдения санкций, в особенности тех, которые касаются свободного передвижения в шенгенской зоне.
— А не следует ли нам, напротив, сконцентрироваться на тех отраслях, которые позволяют Кремлю вести боевые действия?
— Я говорю это, исходя из личного опыта. Когда закончился тоталитаризм, я больше всего радовалась тому, что смогу, например, съездить в Вену или в Западный Берлин. Свободное передвижение дает нам огромную свободу, а русских нужно лишить этой возможности, чтобы они на собственной шкуре почувствовали, что значит жить в авторитарной тоталитарной стране со всеми ее атрибутами. Ведь по прошествии двух лет вооруженного конфликта у нас тут по-прежнему живут российские олигархи, их семьи, которые ходят по магазинам на Парижской улице.
— Допускаете ли вы мысль, что Украина проиграет?
— Да, я думала об этом, поскольку трезво смотрю на вещи. Я вижу, что контрнаступление, о котором долго говорили, оказалось безуспешным. Однако я полагаюсь на то, что Запад, который располагает большими возможностями по сравнению со странами бывшего восточного блока, продолжит помогать Украине, а мы внесем свой вклад.
Во время холодной войны США и Советский Союз соревновались в количестве вооружений, но в итоге никто так и не нажал кнопку. Такое может повториться, если мы, союзники, будем коренным образом модернизировать наши армии. Спецоперация нас поразила, и мы не были готовы к такому. А теперь мы все пытаемся наверстать то, чем не занимались годами, и Чешская Республика тут не исключение.
Президент Украины Владимир Зеленский во время пресс-конференции в Киеве - ИноСМИ, 1920, 21.12.2023
Украина готовится к политической катастрофе в 2024 годуСложившаяся на Западе политическая ситуация не предвещает Украине ничего хорошего, пишет FP. Возможное переизбрание Трампа, политический курс Орбана и смена власти в Словакии и Нидерландах чреваты блокировкой финансовой и военной помощи Киеву.
— В конце ноября проводился опрос, и впервые из результатов стало понятно, что большинство жителей Чешской Республики против отправки вооружений на Украину. Что вы, то есть правительство, делаете для того, чтобы изменить подобные настроения?
— Мы должны больше объяснять, чем чревато расширение этого вооруженного конфликта, скажем, на нашей территории. Мы не хотим никого запугивать войной, но и не станем врать людям о том, что все прекрасно и безоблачно, поскольку это не так. Ситуация сложная, и вариантов ее развития много. Мы хотим подготовиться.
Также нам стоит доносить до людей, что украинцы, которые приехали к нам два года назад, сегодня работают, сами зарабатывают и платят государству налоги. Они не тунеядцы, и мы получаем от них отдачу. В будущем, когда вооруженный конфликт закончится, возможно, мы постараемся, чтобы часть из них осталась в Чешской Республике навсегда.
— Расходы на оборону превысят два процента ВВП, и бюджет на 2024 год превышает 151 миллиард. Это максимум в истории Чешской Республики. Как вы объясните людям, что в момент кризиса и жесткой экономии такие расходы на оборону не излишни?
— Базовая обязанность государства — обеспечить безопасность своих граждан. Если начнется война, не останется хорошего образования, медицины и других услуг. Крепкая оборона и безопасность — необходимое условие для того, чтобы мы сохранили и повысили наш уровень жизни, чтобы страна процветала и развивалась. Безопасность не само собой разумеющееся, и она не дается бесплатно.
На протяжении многих лет оборонные бюджеты были насколько низкими, что их с трудом хватало на текущие расходы и самую необходимую модернизацию. Крупные модернизационные проекты нам только предстоят. Мы стараемся успеть сделать то, что не делалось 20 лет. Времена, когда чешские вооруженные силы стояли в конце списка интересов правительства, давно прошли.
— Недавно вы провели переговоры с министрами обороны стран "Вышеградской четверки". Какие впечатления у вас оставили эти встречи? И есть ли еще вообще смысл сидеть за одним столом с Робертом Фицо и Виктором Орбаном?
— Накануне переговоров я предполагала, что не смогу, найти общий язык с коллегами, хотя раньше я ратовала за эту группу. После двухдневного заседания, однако, мы расстались на том, что смысл в обсуждениях есть. Думаю, пусть лучше эти политики остаются внутри международного сообщества. Не стоит превращать их в аутсайдеров. Ведь тогда первое, что сделают русские, это перетянут их на свою сторону.
Автор: Анна Догналова (Anna Dohnalová)