Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему Олафу Шольцу далеко до Ангелы Меркель

The Economist: Олафа Шольца признали неспособным вести за собой Европу

© AFP 2023 / JOHN MACDOUGALLКанцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон
Канцлер Германии Олаф Шольц и президент Франции Эммануэль Макрон - ИноСМИ, 1920, 13.01.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Личность Олафа Шольца сильно контрастирует с его предшественниками, пишет The Economist. Гельмут Коль и Ангела Меркель когда-то олицетворяли "твердую руку" Германии и всей Европы. Нынешний немецкий канцлер запомнится лишь своим бессилием.
Слышали старую, едва ли не ветхозаветную и весьма язвительную историю, которая гласит, что покойный Генри Киссинджер как-то раз пожаловался: "Кому звонить, если я хочу поговорить с Европой?" На самом деле, долгое время (уже после того, как Киссинджер ушел с государственной службы) ответ на этот вопрос был совершенно ясен. Большую часть 1980-х годов и в 1990-е звонить надо было канцлеру Германии Гельмуту Колю, а с 2005 до конца 2021 года — Ангеле Меркель. Германия настолько велика, богата и влиятельна, что в Европе не происходит ничего важного, если этого не хочет канцлер. А что хочет канцлер, то он (или она) обычно получает. Так было до недавнего времени.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Если погуглить, мы узнаем, что Германию возглавляет человек по имени Олаф Шольц. Но это настолько бесцветная и непримечательная личность, что если вы ничего о нем не знаете, это вполне простительно. Европейская экономика в застое, ультраправые набирают вес по опросам общественного мнения почти повсюду, ракеты градом сыплются на Украину, являющуюся кандидатом на вступление в ЕС, а Шольц практически незаметен. Его социал-демократы опустились на третье место по степени популярности в Германии и пользуются поддержкой 15% населения, что само по себе смехотворно. Большую часть времени Шольц вынужден тратить на поддержание шаткой трехсторонней коалиции.
Такое бессилие имеет большое значение даже далеко за пределами Германии. Отсутствие Шольца оставило Евросоюз без руководства. Германия должна быть движущей силой во всем, будь это сбор средств для Украины, решение миграционных проблем, создание союза рынков капитала, реформирование системы ЕС, чтобы можно было принять Украину и другие страны, или подготовка Европы к последствиям победы Трампа на ноябрьских выборах. Коль и Меркель знали об этом и непрерывно ездили и вели переговоры. В результате Европа благоденствовала. Но эта идея абсолютно чужда неразговорчивому Шольцу, который стойко поддерживает Украину, но не в состоянии вдохновить на это остальных.
Очевидно, что канцлер решает далеко не все. Важным дополнением к сильной Германии является сильная Франция. Однако коллега Шольца Эммануэль Макрон вызывает сильную неприязнь у французов. В 2022 году он лишился парламентского большинства, и теперь ему очень трудно проводить законы. На этой неделе Макрон уволил своего премьер-министра, как обычно поступают все оказавшиеся в трудном положении французские президенты, и назначил на эту должность харизматичного, но недостаточно опытного 34-летнего Габриэля Атталя (Gabriel Attal). В прошлом Макрон ратовал за реформы, но сегодня у него гораздо меньше возможностей влиять на Европу.
Но гораздо важнее другое. Как говорят осведомленные люди, Шольц и Макрон не ладят друг с другом. Отчасти это объясняется разницей характеров, а отчасти расхождением во взглядах. Макрон выступает за увеличение расходов на общеевропейском уровне, за усиление независимости от НАТО и Америки, а также за дирижистскую экономическую политику. А суровый Шольц со всем этим не согласен. Разница в мировоззрении может быть продуктивной, когда есть желание работать вместе. Но такого желания нет.
Байден и Нетаньяху во время визита президента США в Израиль, 18 октября 2023 года - ИноСМИ, 1920, 13.01.2024
Ну и кто здесь, спрашивается, сверхдержава?Байден своей позицией по Израилю поддерживает не долгосрочные интересы Израиля, а лишь политическое выживание Нетаньяху, пишет RS. А тот намерен продолжать войну так долго, как только сможет. И США будут в нее втянуты. В результате политики Байдена окружающие считают Америку либо слабой, либо соучастницей происходящего.
Это в целом не очень-то ужасная новость. Да, франко-германский мотор, приводивший Европу в движение, сломался. Но некоторые вспомогательные механизмы по-прежнему работают. Один из них — председатель Еврокомиссии немка Урсула фон дер Ляйен, которая эффективнее Шольца и заслуживает переизбрания осенью. Она умело использует свое положение. Она выступала за создание фонда восстановления после Сovid, а сейчас результативно использует его средства в размере 800 миллиардов евро (875 миллиардов долларов). Но ее власть ограничена, и фон дер Ляйен далеко не Жак Делор (Jacques Delors), который сплотил европейских лидеров в целях создания единого рынка и единой валюты. Вторая движущая сила — это новый премьер-министр Польши Дональд Туск, ранее возглавлявший Европейский совет. К сожалению, у него много дел, так как он занимается укреплением своей власти в стране.
Даже если в ноябре победит Джо Байден, Америка все равно постепенно откажется от своей роли главного гаранта европейской безопасности. Европе для обеспечения безопасности своих граждан придется больше тратить и больше делать. Но вместо того, чтобы принять этот вызов, европейские лидеры все чаще замыкаются в себе.