Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чем грозит Японии единый фронт Москвы и Пекина в трактовке Второй мировой

The Diplomat: Япония опасается сближения России и Китая по вопросам истории

Советско-японская война  - ИноСМИ, 1920, 19.09.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Япония видит угрозу в сближении позиций России и Китая по вопросу Второй мировой войны, пишет колумнист The Diplomat. По мнению журналиста, Москва и Пекин ведут "войны памяти" против Токио, которые могут вылиться в серьезные геополитические последствия.
Шао Цзинкай (Shao Jingkai)
Для Токио сближение России и Китая в вопросах исторической памяти — не просто спор о прошлом. Оно имеет вполне осязаемые геополитические последствия.
И в 2015, и в 2025 годах председатель КНР Си Цзиньпин и его российский коллега Владимир Путин присутствовали на парадах друг друга в честь Дня Победы. Лидеры двух стран четыре раза появлялись вместе на подобных мероприятиях: дважды на Красной площади в Москве (9 мая) и дважды на площади Тяньаньмэнь в Пекине (3 сентября), чтобы отпраздновать 70-ю и 80-ю годовщины победы во Второй мировой войне. При этом обе державы подчеркнули наличие у них общего побежденного врага: Японии.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
За фасадом парадного единства углубляющееся стратегическое партнерство Пекина и Москвы, которое некоторые называют "квази-альянсом", приводит к поразительному сближению трактовок истории Второй мировой войны, особенно в отношении Японии. По сравнению с 2015 годом, официальная китайская историография теперь приглушает роль Соединенных Штатов и других западных союзников в войне с Японией (официально — "Войне сопротивления японским захватчикам и войне против фашизма"), выводя на первый план решающий вклад Советского Союза наряду с Китаем. Вместе эти новые рамки представляют современные Китай и Россию как "лигу справедливости" и сооснователей послевоенного миропорядка — хотя их понимание сильно отличается от либерального мирового устройства во главе с США.
Произошел удар по Канаде. Вот зачем американцы посетили учения "Запад-2025"
Громкие военные парады и сопутствующие им исторические нарративы призваны посылать разные сигналы разным аудиториям — например, демонстрировать несгибаемую солидарность незападного мира в адрес США и Европы на фоне конфликта на Украине, — но наиболее непосредственной их мишенью является, без сомнения, Япония. Токио испытывает глубокую озабоченность в связи со сближением Китая и России. В действующей Стратегии национальной безопасности страны, ключевом стратегическом документе, принятом в 2022 году, содержится прямое предупреждение: "Китай укрепляет стратегическое сотрудничество с Россией и бросает вызов международному порядку".
Для Японии этот альянс в трактовке военного прошлого — не просто спор о памяти. Он порождает самые что ни на есть реальные геополитические последствия, далеко выходящие за рамки исторических дискуссий.

Россия вступает в "войны памяти"

Прежде всего, Япония теперь сталкивается с новым противником на фронте региональных "войн памяти": Россией. С 1980-х годов споры о военных преступлениях имперской Японии — от Нанкинской резни до проблемы "женщин для утешения" — неоднократно осложняли отношения Токио с Китаем и Южной Кореей. В послевоенный же период японо-российские отношения формировались в гораздо большей степени территориальными спорами, идеологическими разногласиями и геополитическим соперничеством, нежели конфликтами вокруг исторической памяти.
Нищим выбирать не приходится. Американец опробовал российскую винтовку
Самая бесшумная русская винтовкаОружейный эксперт Майкл Джонс и его коллеги протестировали одну из самых бесшумных винтовок — российскую ВСС — и поделились впечатлениями в видео на своем YouTube-канале. Оказалось, что эта компактная отечественная снайперская винтовка действительно почти бесшумна.
Ситуация изменилась: спустя 80 лет после окончания войны Россия теперь выступает единым фронтом с Китаем в "войнах памяти" против Японии. В совместном заявлении по итогам майского визита в Москву стороны заявили, что "несут общую ответственность и миссию по отстаиванию правильного взгляда на историю Второй мировой войны". Правительства двух стран также пообещали "поддерживать сотрудничество между архивными ведомствами для противодействия любым попыткам фальсификации истории и принижения заслуг двух народов в борьбе с японским милитаризмом и немецким фашизмом". В совокупности эти заявления представляют собой недвусмысленное предупреждение в адрес Токио относительно японского исторического ревизионизма — темы, которую Россия прежде в основном игнорировала.
Стремление утвердить "правильный взгляд на историю" подтолкнуло Пекин и Москву к запуску серии памятных мероприятий и PR-кампаний, нацеленных против Японии. В августе российское правительство рассекретило новые документы об отряде 731, предоставив свежие доказательства жестоких экспериментов над людьми и применения бактериологического оружия Императорской армией Японии в Китае. За две недели до парада в честь Дня Победы в Пекине Россия также провела церемонию в память о битве за остров Шумшу 18 августа — в день, когда 80 лет назад Красная армия начала штурм тогда еще принадлежавших Японии Курильских островов. В память о десантной операции на острове установили новый мемориал.
Эти скоординированные антияпонские нарративы призваны укрепить созданный Пекином и Москвой образ основателей и хранителей послевоенного миропорядка, представляя "ревизионистскую" Японию в роли враждебного "чужака". Токио рассматривает эти нарративы как инструмент дипломатического давления и даже "когнитивной войны" и ответил на них углублением союза с Соединенными Штатами, расширением оборонных связей с другими партнерами в Индо-Тихоокеанском регионе — в частности, с Филиппинами и Австралией — и попытками достичь перемирия в "войнах памяти" с Южной Кореей при администрации Ли Джэ Ёна.

Единый фронт в территориальных спорах

Мировые лидеры позируют для группового фото на 17-м ежегодном саммите БРИКС в Рио-де-Жанейро 6 июля 2025 года - ИноСМИ, 1920, 18.09.2025
БРИКС+ знаменует собой конец неолиберальной идеологииБРИКС олицетворяет переход от неолиберального порядка к более прагматичной международной системе, пишет AT. Создавая новые финансовые институты, поощряя торговлю в местной валюте и выступая за многополярное управление, блок предлагает альтернативу западным системам.
Переплетаясь с историческими нарративами о Второй мировой войне, другая серьезная угроза для страны восходящего солнца состоит в том, что, как еще в 2015 году сформулировал Джеймс Браун из японского филиала Университета Темпл, Китай и Россия формируют "антияпонский территориальный фронт". Синхронизируя трактовки военного прошлого, они делают нечто большее, чем просто переписывают историю. Они создают дипломатический и правовой каркас для оказания давления на Японию одновременно в двух территориальных спорах: с Китаем — из-за островов Дяоюйдао/Сенкаку в Восточно-Китайском море, и с Россией — из-за Южных Курил/Северных территорий в Охотском море.
Теперь Китай стремится слить воедино риторику о "послевоенном порядке" с претензиями на суверенитет в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Данный подход перекликается с аргументацией России в курильском вопросе, где она итогами Второй мировой войны и своей ролью победителя оправдывает сохранение контроля над четырьмя островами, которые Япония называет Северными территориями.
На протяжении десятилетий Москва увязывала нерешенный территориальный спор с зашедшим в тупик мирным договором с Японией, чтобы давить на Токио и заставить его "признать итоги Второй мировой войны" — по сути, превращая историю в инструмент переговоров. Бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ в 2016-2020 годах пытался переломить тупиковую ситуацию с помощью "нового подхода", который сочетал экономические стимулы и частичные уступки в территориальном споре с Россией, но в конечном счете эти усилия провалились.
Ирония судьбы в том, что в вопросе Южных Курил/Северных территорий Китай в эпоху холодной войны (примерно с заявления председателя Мао Цзэдуна в 1964 году) публично занимал сторону Японии. Таким образом, в 1960-80-х годах Китай и Япония сформировали де-факто альянс "против гегемонии" СССР. Однако в пост-биполярную эпоху кардинальные изменения в трехсторонней динамике привели к разительному развороту: Пекин перешел от прояпонской позиции к негласному союзу с Москвой.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан пожимают друг другу руки после пресс-конференции в монастыре кармелитов в Будапеште - ИноСМИ, 1920, 18.09.2025
Стратегия, как закончить конфликт. США настаивают на скорейшем прекращении потребления российской нефти в СловакииЗапад усилил давление на Венгрию и Словакию из-за российской нефти, пишет Postoj. Особенно это стало заметно после заявления Трампа о введении санкций против Москвы. В Братиславе признают, что импорт нефти из России рано или поздно закончится, но сдаваться просто так не намерены.
Когда в 2021 и 2022 гг. официального представителя МИД КНР Чжао Лицзяня (Zhao Lijiang) спрашивали о проблеме Южных Курильских островов/Северных территорий, он отвечал, что Китай считает этот вопрос (употребляя только название "Южные Курилы" без упоминания японского термина "Северные территории") двусторонним и что он должен быть надлежащим образом урегулирован Россией и Японией. Однако затем Чжао добавлял ключевую фразу: "Китай последовательно придерживается мнения, что итоги победы в антифашистской войне следует уважать и сохранять". Этот ответ явно перекликается с российской риторикой о "признании итогов Второй мировой войны" и раскрывает, что Пекин увязывает российско-японский территориальный спор с собственной нарративной стратегией в отношении островов Дяоюйдао/Сенкаку, которую он проводит с 2012 года.
Более того, совместное отрицание Сан-Францисского мирного договора 1951 года (который не был подписан ни СССР, ни Китаем) в качестве правовой основы для определения послевоенных границ Японии также заложило общую основу для двух государств в противодействии территориальным претензиям Токио.
Пекин и Москва хоть и воздерживаются от официальной поддержки территориальных претензий друг друга (как в случае с Крымом), но де-факто "анти-японский территориальный фронт" к 2025 году уже сформировался. Оба государства вновь заявили о приверженности "итогам Второй мировой войны", подчеркнули взаимные обязательства уважать "ключевые интересы" друг друга (под чем традиционно понимается суверенитет и территориальная целостность) и представляют территориальные претензии Японии попыткой ниспровергнуть "послевоенный миропорядок".

Влияние на горячие точки

Наконец, согласование исторических нарративов Китая и России вокруг Второй мировой войны может иметь последствия для множества других геополитических точек напряженности, напрямую связанных с национальной безопасностью и интересами Японии. Некоторые примеры уже налицо: учащающиеся совместные военные учения РФ и КНР, а также патрулирование в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях вблизи Японии.
Сварка стыка газопровода Сила Сибири
"Сила Сибири — 2": новый газопровод счастья ПутинаМосква и Пекин планируют построить новый газопровод "Сила Сибири — 1", пишет Zeit. Подобный проект предполагает, что большая часть работ ляжет на плечи России. Однако все не так однозначно, поскольку такая связь таит в себе риски для обеих сторон.
Помимо прочего, Токио обеспокоен перспективой дальнейшей ядерной эскалации и растущей дерзостью КНДР, за спиной которой стоят Москва и Пекин. Особую тревогу вызвало появление лидера Северной Кореи Ким Чен Ына бок о бок с ним и Путиным на параде в Пекине. И хотя говорить о формировании новой "оси" пока рано, эта картина может вызывать ощущение дежавю, напоминая о коммунистическом блоке времен Корейской войны.
Если заглянуть дальше, среди более экстремальных сценариев — возможное вмешательство России в кризис вокруг Тайваня или совместный отказ Китая и России признавать суверенитет Японии над архипелагом Рюкю, в который входит и префектура Окинава.
На фоне политической турбулентности, последовавшей за отставкой премьер-министра Сигэру Исибы, и в условиях отсутствия четкой официальной позиции к 80-й годовщине окончания Второй мировой войны, Япония не может ни освободиться от бремени своей военной ответственности, ни разыграть "историческую карту" для раскола между Китаем и Россией. Для пришедшего после Исибы руководства управление отношениями с двумя могущественными соседями, вероятно, потребует серьезной переоценки внешней стратегии Японии — возможно, начинающейся с охлаждения ультраправых ревизионистских настроений внутри самой страны.
 
Популярные комментарии
Д
Денис Давыдов
44
Что бы там не писали японцы - есть неопровержимые факты. Факт - что Япония была союзником нацистов. Факт - Япония вторгалась в Китай и совершала там невообразимые зверства. Факт - СССР вдребезги разнес Квантунскую армию, поставив Японию на колени. Факт - у побежденных союзников нацизма были отобраны в качестве репараций острова, которые они все еще имеют наглость называть Северными территориями. Все остальное не имеет значения. Вы воевали, совершали преступления, были побеждены и наказаны.
P_
Patriot _1
28
"китайская историография теперь приглушает роль Соединенных Штатов и других западных союзников в войне с Японией" А в чем их роль? Особенно "других западных союзников". СССР раскатал бы Японию и без США. Поэтому те и шарахнули по Хиросиме и Нагасаки, чтоб не оказаться в стороне от победы. А японцы настолько впечатлились ядерной "плеткой" хозяина, что до сих пор не могут вспомнить "Кто же нас бомбил?". Противно смотреть, как потомки гордых самураев,готовых отдать жизнь, но не честь, лижут сапоги оккупантам и убийцам и пресмыкаются перед ними.