Испытания межконтинентальной баллистической ракеты Р-30 «Булава» морского базирования завершились, и ракета теперь будет принята на вооружение, заявил президент России Дмитрий Медведев.
23 декабря атомная подлодка «Юрий Долгорукий» проекта 955, для которой и была создана «Булава», произвела одновременный пуск двух ракет. Обычно такой пуск завершает испытания.
Читайте еще: "Булава" - гордость или позор?
«Мы завершили цикл летных испытаний современного комплекса морских стратегических ядерных сил. Я имею в виду «Булаву». Этот цикл проходил не просто, с определенными проблемами, тем не менее наша промышленность доказала, что она может создавать новые современные и высокоэффективные виды стратегических вооружений. Одним из них является комплекс «Булава», который теперь, после всех испытаний, будет принят на вооружение», - сказал во вторник Дмитрий Медведев.
«Определенные проблемы», о которых говорил президент, - это целая серия неудачных пусков во время испытаний.
С июня 2004 года, когда начались испытания, было проведено 18 запусков. 11 из них были признаны полностью или частично успешными.
В какой-то момент в середине 2009 года специалисты высказывали мнение, что ракету вообще не удастся довести до производства, и предполагали, что на подлодки серии 955 придется устанавливать жидкостную ракету «Синева».
Начальник Генштаба Николай Макаров тогда заявил, что это нецелесообразно. «Чтобы переставить на них "Синеву", надо фактически заново переделывать подводную лодку. Это дорогостоящий проект. Мы все-таки считаем, что "Булава" полетит», - сказал он.
«Булаву» сконструировали в Московском институте теплотехники, который также разработал наземные твердотопливные межконтинентальные баллистические ракеты «Ярс» и «Тополь-М».
Аварии
С сентября 2006 по сентябрь 2008 года было произведено четыре неудачных или частично неудачных пусков, в ходе которых ракета отклонялась от курса и самоликвидировалась, либо были проблемы с отделением и наведением боеголовок.
Смотрите еще: Хронология запусков ракеты "Булава"
28 ноября 2008 года пуск «Булавы» прошел в штатном режиме - ракета стартовала из-под воды и поразила цели на полигоне Кура на Камчатке.
Однако затем произошла еще одна серия аварий - в декабре 2008 года ракета опять отклонилась от траектории, в июле 2009 самоликвидировалась из-за неисправностей в системе.
Неудачные испытания в конце концов привели к тому, что летом 2009 года в отставку с поста руководителя Московского института теплотехники ушел Юрий Соломонов. Однако он остался главным конструктором проекта.
Еще одна авария «Булавы» - 9 декабря 2009 года - привела к появлению в небе над Северной Европой непонятных огней, которые поначалу удивили метеорологов, астрономов и даже военных.
2011 год стал для ракеты удачным: все четыре пуска оказались успешными и производились с борта подводной лодки «Юрий Долгорукий».
Жидкостные против твердотопливных
В настояще время на вооружении стратегических ядерных сил России уже стоит морская баллистическая ракета Р-29РМ «Синева».
«Синева» принципиально отличается от «Булавы», помимо прочего, тем, что она оснащена жидкостным реактивным двигателем, а не твердотопливным.
В настоящее время в России идут споры о том, ракетам какого из этих двух типов отдать предпочтение.
Твердотопливные («Булава», «Тополь-М» и «Ярс»), с одной стороны, обладают меньшим забрасываемым весом, но с другой - менее уязвимы для средств ПРО.
Еще по теме: Характеристики ракетного комплекса "Тополь-М"
Жидкостные ракеты, такие как «Синева», несмотря на большую «полезную нагрузку», сложны в обслуживании и опасны, поскольку они заправлены высокотоксичным топливом.
Именно эта особенность привела к гибели 3 октября 1986 года подводной лодки К-219.
Соломонов против
Генеральный конструктор МИТ Юрий Соломонов активно выступает против жидкостных ракет.
«Такие ракеты исчерпали себя. Сегодня нет необходимости иметь 10 боевых блоков мощностью в одну мегатонну каждый, – говорил он. – Для решения военных задач такие мощности избыточны. Их применить невозможно, так как это приведет к экологической катастрофе огромного масштаба».
Между тем, другие специалисты, в том числе и имеющие отношение к российским стратегическим ядерным силам, отмечают, что ракета «Булава», созданная на базе «Тополя» в институте Соломонова, не является полноценной альтернативой жидкостным ракетам.
Во-первых, как уже говорилось, из-за слишком малого забрасываемого веса, а во-вторых, в ее морском варианте – из-за довольно большого количества неудачных пусков.
В августе 2011 стало известно, что в России разрабатывается новая морская баллистическая ракета на жидком топливе, которая придет на смену «Синеве».
Государственный ракетный центр имени Макеева, объявивший об этой разработке, привел ее название – «Лайнер».
Ответ на ПРО
В конце ноября президент Дмитрий Медведев, делая официальное заявление о том, как Россия будет реагировать на отсутствие прогресса на переговорах с США по вопросу противоракетной обороны, среди прочих мер назвал и модернизацию стратегических ядерных сил.
Новые баллистические ракеты, по его словам, «будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками».
Читайте еще: Россия и ПРО
Эксперты считают, что Россия станет вкладывать больше средств в разработку новых межконтинентальных баллистических ракет и их модернизацию.
По их мнению, это прежде всего касается ракет «Ярс».
Другие эксперты также отмечают важность строительства именно твердотопливных ракет, как менее уязвимых на начальном этапе траектории полета.