Nasz Dziennik: Что нам, собственно, известно о российской военной разведке ГРУ? Большинство из нас читало книгу Виктора Суворова «Аквариум». Изменилось ли что-нибудь в этой таинственной структуре с советских времен?
Петр Жоховский (Piotr Żochowski): С этим большая проблема. В российских СМИ на ГРУ распространяется строгая «контрразведывательная защита»: они ограничиваются сообщением малозначимой информации о кадровых решениях в высшем руководстве. В данную схему вписывается новость о назначении новым начальником ГРУ Игоря Сергуна. Известно лишь, что до этого он был заместителем своего предшественника Александра Шляхтурова. Информация о том, чем он до этого занимался, обнародована не была: неизвестно, оперативные или административные подразделения ГРУ он контролировал. Российские СМИ сообщали недавно, что часть компетенций ГРУ может быть передана гражданской Службе внешней разведки. Но я считаю это дезинформацией. Я полагаю, что об этом свидетельствует хотя бы карьера уходящего главы ГРУ Шляхтурова: он должен возглавить Московский институт теплотехники – разработчика баллистических ракет, деятельность которого, без сомнения, находится в зависимости от разведывательной активности ГРУ.
- Чем занимается ГРУ?
- Все указывает на то, что как и в советские времена, оно концентрируется на научно-технической разведке. В упомянутой вами книге показано в основном то, какой опасной структурой было ГРУ. Может сложиться впечатление, что Суворов хотел изобразить ГРУ самой важной разведывательной организацией России. Но это не совсем так. Политической и экономической разведкой, несомненно, занимается СВР, а ГРУ, по очень разрозненной информации, занимается получением технологий, используемых в военной промышленности. Конечно, оно выполняет также стандартные задания военной разведки по исследованию вооруженных сил противника, но помощь ВПК стоит на первом месте.
Читайте еще: Российский автомобиль замечен у дома зверски убитого британского разведчика
- Связана ли смена главы ГРУ с кадровыми переменами, происходящими из-за рокировки на постах президента и премьера министра?
- Я так не считаю. Тут сохраняется стабильная схема: место уходящего начальника занимает его заместитель. Сохраняется преемственность опыта: приходит естественный преемник, выученный многими годами службы, и это никоим образом не зависит от политических изменений. Возраст Игоря Сергуна, а ему 54 года, сулит ему долгую карьеру.
- Кто контролирует российскую военную разведку?
- Что любопытно, военной контрразведкой, т.е. ведомством по защите вооруженных сил от действий иностранных спецслужб, занимается одно из подразделений «гражданской» Федеральной службы безопасности. Это хорошо для системы, когда «своих» контролируют «чужие», такая практика была принята еще во времена существования советского КГБ.
Еще по теме: Стояла ли за взрывом у американского посольства российская разведка?
Собственно, представители этих гражданских спецслужб, из которых происходит Владимир Путин, оказываются сейчас на важнейших постах. Достаточно упомянуть вице-премьера Сергея Иванова, который уже переходит в кремлевскую администрацию, или нового спикера Думы Сергея Нарышкина. Добавлю еще бывшего представителя России при НАТО Дмитрия Рогозина, который стал вице-премьером и руководителем военно-промышленной комиссии. Если посмотреть на биографию перечисленных людей, станет ясно, что властные элиты пользуются кадровыми ресурсами советских спецслужб.
- Но только гражданских. А чем управляют военные из ГРУ?
- Ответственность за военную промышленность, а также за обеспечение потенциальных боевых действий вооруженных сил продолжает лежать на военных службах.
- Но, например, министр обороны Анатолий Сердюков вышел из круга бывших коллег Путина - т.н. петербургской группы.
- Да. И он был делегирован ей на пост главы оборонного ведомства. Он использует отведенные ему структуры для защиты интересов данного ведомства. Известно, что когда у военной промышленности появляются слишком большие экономические амбиции, она начинает проявлять тенденции к самостоятельности. Министр Сердюков управляет доверенным ему участком так, чтобы защитить интересы государства в этой промышленности.