Насколько застопорилась заявленная президентом Медведевым модернизация в сфере экономики и администрации, настолько оживилась она в армии. Благодаря росту цен на нефть и газ бюджет Российской Федерации распух от свежих евро, которые тратятся, причем все более разумно, на вооружения. Ответом Польши должно стать ускорение модернизации собственной армии, потому что если когда-либо нам и придется воевать, то нашим противником будет не Словакия, Швеция или даже Германия, а Россия.
Из опубликованных недавно данных следует, что в 2011 году прибыль Газпрома несмотря на плачевное состояние инфраструктуры и ограничения инвестиций возросла на 25 процентов – это самая большая цифра за последние 20 лет. В ноябре было начато строительство одного из двух десантных кораблей класса «Мистраль», которые Россия заказала у Франции. Годовой баланс Газпрома составляет с заказами военных логичное целое: доходы от продажи углеводородов - это почти половина российского бюджета, и чем они больше, тем больше можно потратить на вооружения.
Читайте также: Честное слово НАТО и гонка вооружений
1. Точных данных о размере российских расходов на армию или их соотношении с ВВП нет. По приблизительной информации на 2009 год они составляли около 4,3 процента от ВВП. Для сравнения: в Китае - 2,2 процента, в США – 4,7; в Германии – 1,4; в Испании - 1,1; во Франции – 2,5; в Польше – 1,9. В абсолютных цифрах Москва потратила на вооруженные силы 52 миллиарда долларов, т.е. практически столько же, сколько Великобритания, и больше, чем Германия. Ее оборонный бюджет из года в год растет не только в количественном, но и в процентном отношении. В 2011 году он составил, по разным данным, более 60 млрд долларов, что при нынешнем урезании расходов в странах НАТО помещает Россию в тройку сильнейших в военном отношении стран Европы.
Однако важно не только, сколько на армию есть средств, но и как они расходуются. Несмотря на начатую в 2006 году реформу российская армия тратила деньги впустую. На содержании бюджета находились толпы генералов и полковников, имеющих мало опыта командования современной армией, а вооруженные силы покупали по завышенным ценам низкокачественную отечественную технику. Чем больше рос оборонный бюджет, тем больше поднимали цены производители – ведь армия в любом случае заплатит. В связке генералитет – производители возник один из самых коррумпированных организмов в России. При нем любые перемены, включая переход к контрактной армии или замену системы полков и дивизий бригадной системой, разбивались о всеобщее бессилие.
2. К несчастью для Польши эти времена походят к концу. А символом перемен стала как раз покупка «Мистралей». Также Россия собирается купить у Италии бронемашины Iveco, у Германии – индивидуальную экипировку для подразделений специального назначения, у Австрии – пулеметы, а у Израиля – беспилотные самолеты. Кремль перестал прислушиваться к голосу промышленного лобби. Уже весной ушат холодной воды вылил на ВПК главком Сухопутных войск генерал Александр Постников. Он заявил, что Т-90, являющийся основой бронетанковых сил России, - это практически металлолом, к тому же такой дорогой, что за те же деньги можно купить гораздо более технически совершенный немецкий «Леопард». Подобного в России раньше не случалось, потому что армия и оборонная промышленность жили в симбиозе друг с другом. Сейчас это уже не так.
Еще по теме: Россия вооружается до зубов
3. Российской армии нужно еще десятилетие, чтобы выйти на уровень вооруженных сил Франции или Великобритании. Столько же времени есть у Польши, чтобы вывести свою армию на финишную прямую. Нам многого недостает: застопорилась программа возрождения военно-морского флота; наши военные и пилоты слишком мало тренируются; недостает новых боевых вертолетов и тренировочных самолетов; нужно быстрее заменить заслуженные БМП бронетранспортерами «Rosomak» и во что бы то ни стало создать систему ПРО.
Все это стоит денег, а нам приходится экономить. Это так, но наш потенциальный противник не считается с расходами и, судя по всему, начал воспринимать армию как меч государства, а не дом престарелых для заслуженных генералов и приют для ребят из бедных семей, которые не смогли откупиться от призыва. В мире еще не придумали лучшего способа обезопасить себя от агрессии, чем паритет сил.