Если не ошибаюсь, то День Победы в качестве «двигателя торговли» используется в Эстонии в первый раз. А совмещенный с Днем матери в невероятный конструкт «День материнской победы» — точно в первый. Допустимо ли это с точки зрения ценностей русской общины Эстонии, из которых День Победы — наиглавнейшая?
Думаю, что нет. «Победа», которая выражается в 50%-ой скидке — это явное издевательство над Великой Победой. Пошло и мелко.
Вопрос должен быть поставлен так: допустимо ли использование Дня Победы в рекламных целях? Повсеместное использование в этих целях Рождества Христова, казалось бы, дает на этот вопрос однозначный ответ — да, возможно. Церковь не протестует, и опыт рождественской рекламы насчитывает уже более ста лет. Более того, как подтвердил мне по телефону Максим Рева, в самой России использование Дня Победы в рекламе — уже норма.
Но в России нет ценностного противостояния вокруг этого святого для нас дня. В отличие от Эстонии, в которой День Победы официально не отмечается вообще. Это праздник «только для русских», с уже новыми слезами на глазах, и, стало быть, нам решать, признавать ли фантазии обувного магазина морально допустимыми.
Более того, за последние годы мы столкнулись с государственной политикой подмены памятных дат, из которых самая заметная — это подмена Дня освобождения Таллинна Днем сопротивления (этому освобождению). И в этом контексте подмена «за ценой не постоим» 50%-ой скидкой как раз обслуживает государственный тренд, проводником которого является «историк» Март Лаар.
И еще: один из моих российских знакомых, с которым я обсудил эту тему, слезно просил меня откликнуться на нее. «Понимаешь, у нас это уже — девятый вал рекламы, а у вас пока — только рябь. Если вы ее там у себя пригасите, то, глядишь, и до нас дойдет»,- сказал он.