Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Суд оправдал Палецкиса за высказывание о том, что «свои стреляли в своих»

© РИА Новости / Перейти в фотобанкДесантники охраняют Дом печати в Вильнюсе
Десантники охраняют Дом печати в Вильнюсе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Лидера партии «Фронт» Альгирдаса Палецкиса оправдали по делу о публичном высказывании о том, что во время январских событий у телебашни «свои стреляли в своих». Оправдательный приговор 18 января вынес 1-ый Вильнюсский участковый суд.

Лидера партии «Фронт» Альгирдаса Палецкиса оправдали по делу о публичном высказывании о том, что во время январских событий у телебашни «свои стреляли в своих». Оправдательный приговор 18 января вынес 1-ый Вильнюсский участковый суд.

Судья Антанас Вирбалас решил, что действия Палецкиса ненамеренные – у него не было цели отрицать советскую агрессию или оскорблять жертвы, он только опирался на письменные источники.

По данным суда, не доказано, что Палецкис отрицал советскую агрессию против литовского народа. Суд подчеркнул, что обвиняемый высказал свое мнение.



Это постановление Вильнюсская прокуратура может обжаловать в апелляционном порядке. Прокурор Эгидиюс Шлейнюс сказал, что пока не знает, будет ли обжалован приговор.

«Я должен ознакомиться с ним, оценить все мотивы, тогда уже принять решение», – сказал он журналистам.

Еще по теме: Литва покалечена советским периодом

«Это не моя победа, а победа свободы слова в Литве, выигран лишь бой, а не война, поскольку прокуратура, наверное, обжалует, - сказал Палецкис. - Я всегда оставался и остаюсь точным – говорил, что выясняется, что свои стреляли в своих, процесс идет, есть данные о выстрелах сверху, об охотничьих патронах, о свидетелях. Я не утверждаю категорически и радуюсь, что суд это оценил, если прокуратура обжалует, будем защищаться дальше».

«Еще не значит, что я не осужден, хочу прокуратуре сказать одно – если это решение обжалует, пусть не думает, что наказание, штрафы, тюрьмы остановят меня на пути выяснения правды о 13 января, – сказал политик. – Остается вопрос – кто стрелял сверху, кто стрелял охотничьими патронами, почему так много свидетелей... Никакие судебные решения не остановят поиск правды, они могут делать, что хотят».

Он уверял, что до сих пор многие свидетели боятся говорить о событиях 13 января.

Вердикт по делу Палецкиса - первый в истории Литвы вердикт по делу об отрицании советской агрессии. 13 января 1991 года советские военные и спецподразделения штурмовали вильнюсскую телебашню и здание ЛРТ, в результате погибли 14 мирных жителей.

Поддержать Палецкиса в суд приехали около 40 человек, в суде были и журналисты нескольких российских телеканалов.

Прокурор Эгидиюс Шлейнюс просил приговорить Палецкиса к лишению свободы сроком на один год с отсрочкой исполнения приговора на два года.

Читайте также: Альгирдас Палецкис и "игла Кощея"


В этот период прокурор предлагал обязать Палецкиса не менять место жительства.

По словам прокурора, Палецкис, год назад заявив в радиопередаче, что во время январских событий 1991 г. у телебашни «свои стреляли в своих», грубо отрицал события 13 января.

«Вина Палецкиса, бесспорно, доказана рассмотренными в деле данными – показаниями самого Палецкиса и свидетелей», – отметил в пятницу в суде государственный обвинитель. Ро его утверждению, руководитель партии «Фронтас» даже не сожалеет о сказанном, не извинился перед жертвами 13 января.

Прокурор также отметил, что еще 12 лет назад Вильнюсский окружной суд доказал, что никто, кроме советских военных, не был вооружен у Вильнюсской телебашни.

Публичные утверждения Палецкиса государственный обвинитель назвал клеветой и дезинформацией.

«Он понимал, что своими высказываниями по средствам массовой информации он оскорбляет память людей, боровшихся за независимость Литвы, – сказал Шлейнюс. – По каким мотивам он это сделал, не имеет значения. Палецкис отлично знал о прошедших в то время в Литве январских событиях, был лично ознакомлен с решением Вильнюсского окружного суда».

Между тем адвокат Палецкиса уверял, что его подзащитный должен быть оправдан, поскольку никакого преступления не совершил. Палецкис также просил суд вынести оправдательный приговор.

От своих слов Палецкис не отрекся и в суде

Неприятности у Палецкиса начались после того, как в передаче Žinių radijas «Ключ», которая транслировалась 2 ноября прошлого года, он публично заявил, что во время январских событий у телебашни «свои стреляли в своих».


Еще по теме: Литва публикует в интернете документы КГБ

«Я – политик, руководитель партии, общественный деятель, имею право бороться за другое государство, не такое, как сейчас, – говорил ранее Палецкис. – У меня не было мыслей о клевете. В передаче я сказал, что не надо питать иллюзии, что мы живем в правовом государстве. (...) В передаче Альвидас Медалинскас стал намекать на моего дедушку, что он участвовал в некоторых событиях…

Я сказал, что, рассматривая период независимости Литвы, мы зря вычеркиваем советские времена. Говорил о коррупции в Литве, опроверг, что мы общаемся с организацией Путина «Наши». А когда А.Медалинскас стал говорить о Саюдисе и хвлить его, я сказал, что и Саюдис использовал толпу и вязанные береты, манипуляция была в разных аспектах…»

Палецкис утверждал, что, говоря «свои стреляли в своих», он в передаче хотел указать источники своих утверждений, но ему не позволили.

«Я сказал, подождите, дайте закончить, хотел сказать об источниках, на которые опирался, но не получил возможности продолжить, – сказал обвиняемый. – Это было несколько интервью А.Буткявичюса, книга Альгирдаса Плукиса, рассказы Витаутаса Петкявичюса в книге, показания Юозаса Куолялиса, что стрельба велась сверху. Я не утверждал категорически, я сказал «и как сейчас выясняется, свои стреляли в своих», но дальше меня перебили, и стали говорить другие».

«Я не склонен умалчивать о том, что официально не опровергнуто», – сказал политик, не раз на суде цитировавший книгу В.Петкявичюса «Корабль дураков».

По делу Палецкиса суд опросил члена Сейма К.Масюлиса, по заявлению которого было начато досудебное расследование, Аудрюса Буткявичюса и еще несколько лиц. Некоторые из них утверждали, что слышали о том, что кто-то из гражданских лиц мог стрелять в собравшихся у телебашни людей, но не могли подтвердить это фактическими обстоятельствами.