Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Статья Лукашенко как показатель внешнеполитического курса

© коллаж ИноСМИЛукашенко
Лукашенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Активный дискурс вокруг процесса экономической интеграции на постсоветском пространстве в рамках создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, а теперь уже и Евразийского союза только нарастает. Республику Беларусь эти процессы касаются непосредственно.

Активный дискурс вокруг процесса экономической интеграции на постсоветском пространстве в рамках создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, а теперь уже и Евразийского союза только нарастает. Республику Беларусь эти процессы касаются непосредственно. Цель данной работы – выяснить основные приоритеты и причины интеграции официального Минска с помощью анализа статьи президента Белоруссии А.Г. Лукашенко «О судьбах нашей интеграции» в газете «Известия».

Процесс принятия политических решений в Республике Беларусь является весьма закрытым. Поэтому официальные выступления значимых политических фигур, а тем более Александра Лукашенко, являются важным источником информации. Статья президента в газете «Известия» по определению является достаточно информативным материалом, так как подобного рода документы являются официальной позицией государства по такой важной проблеме как интеграция на постсоветском пространстве. Статья содержит в себе очень разные посылы и тезисы, которые президент пытается донести до широкой аудитории: от электората и политических сил внутри республики, до политической элиты России и даже других центров силы, от которых зависит судьба Республики Беларусь.

Характер статьи определяется тем, что она является ответом на статью теперешнего председателя правительства и кандидата в президенты Российской Федерации В.В. Путина. Одновременно отрицая предвыборную конъюнктурность статьи Путина, называя ее «предвыборной внешнеполитической программой», Лукашенко говорит о «правильности стратегии». Зачем все это надо белорусскому президенту? Поддерживая идею Путина, Лукашенко показывает заинтересованность Белоруссии в этой интеграции, а кроме того, белорусский президент пытается очертить свои контуры интеграционного проекта, поставить свои условия, выстраивая концепт «взаимовыгодности и равноправия» в отношениях. Затем, по ходу статьи, эта позиция будет им раскрыта.

Одна из основных задач, стоящих перед А. Лукашенко в настоящее время – обоснование необходимости, целесообразности и добровольности интеграции. Именно президент стал в медиаполе основным лоббистом интеграционного процесса. Кроме простого обоснования необходимости интеграции, А. Лукашенко пытается «сохранить лицо»: не только преподнести интеграцию как закономерный и давно начавшийся процесс, но и возложить ответственность за временной лаг в ее активизации на Россию: «Я всегда говорил: пока Россия не определится и не начнет двигаться, объединять всех нас вокруг интеграции и т.д. - ничего не будет. Не только я - и Назарбаев, и другие поддерживали (эту идею) - давай, давай Россия!» – в одном из выступлений. «Россия впервые за многие годы ясно и недвусмысленно заявила о приоритете отношений с государствами, с которыми, перефразируя классика, вышла из общей советской шинели» – в статье.

Читайте еще: Белоруссия - последняя диктатура Европы

Отдельное обоснование в статье занял конструкт Союзного государства. Действительно, за время своего существования не было осуществлено много мер по его созданию, однако так и не произошло многократно переносившееся введение единой валюты, не был подписан Конституционный акт, да и в целом функционирование данной структуры постепенно ушло в плоскость гуманитарного сотрудничества. Такое замороженное состояние процесса интеграции в первую очередь объясняется позицией белорусской стороны, которая была высказана в конце 2002 года, когда были отвергнуты российские варианты интеграции. Часто это объясняют как раз невозможностью доминирования А. Лукашенко в союзном политическом поле в результате прихода к власти в РФ Владимира Путина. Сейчас времена изменились и потребность в интеграции во многом вызвана нерешенностью проблемы энергосырьевой зависимости от Российской Федерации, а также фактической тупиковостью поиска альтернативных экономических партнеров. Союзное государство долгое время использовалось белорусским руководством как инструмент и предлог для получения «интеграционной ренты» в виде дешевых энергоносителей, удобного доступа белорусских товаров на российский рынок, а иногда и кредитных линий. В статье же Союзное государство преподносится как особое достижение, как «предмет особой гордости». В качестве основного достижения СГ в статье указывается формулирование и апробация принципа разноскоростной и разноуровневой интеграции. Таким образом, президент Белоруссии предпринимает попытки вписать фактически нереализованный проект в идею новой интеграции.

Объясняя необходимость интеграции, Лукашенко выстраивает свою особую модель хаоса в многополярном мире, которая требует от «молодых государств» интеграции в «серьезные объединительные союзы». Еще одним аргументом в пользу хаотичности нынешней мировой структуры в статье выступает трансконтинентальный финансовый кризис. Однако вряд ли хаос в мире стал причиной участия Белоруссии в этом проекте. Эту часть статьи можно назвать актуальностью темы, всего лишь введением, после которого белорусский лидер обрисовывает свои контуры будущей интеграционной структуры.

Фактически далее Лукашенко выставляет свои требования и условия участия Республики Беларусь в проекте Евразийского союза. Основой этих требований выступает равенство партнеров: «Необходимо четко осознавать: любые ущемления их прав, может быть кажущиеся сегодня мелкими, завтра создадут трещины, которые развалят сначала доверие, а затем и созданную неимоверными общими усилиями новую структуру. Это главное». Своим концептом «взаимовыгодной и равноправной интеграции» президент Белоруссии ставит свою цену. Какова же эта цена и зачем на самом деле Белоруссии нужна евразийская интеграция, в чем ее выгода?

Ответ не заставляет себя долго ждать: «Равенство условий хозяйствования с равным доступом к единой энергетической и транспортной системе позволит создать надежную основу для нашего союза». Поставки энергоресурсов в республику по внутрироссийским ценам – это и есть то «главное», о чем пишет Лукашенко. Большая зависимость от российских энергоресурсов, причем как нефти, так и газа, вопрос цены на них – самый главный стимул этой интеграции. Пока Белоруссия получала эти ресурсы по дешевым ценам, не существовало никакой необходимости в поступлении частью своего суверенитета, отсюда институт Союзного государства абсолютно не работал в том направлении, в котором декларировался. Сейчас же после ряда энергетических войн, фактически проигранных Белоруссией, необходимость такой интеграции реально возросла, особенно на фоне нынешнего экономического кризиса внутри республики, при котором невозможна не то что давно необходимая модернизация экономики, но и поддержание платежеспособности у населения. Лукашенко признается: «Создание ЕЭП стало для нас нелегким компромиссом, за Единое экономическое пространство Белоруссия заплатила дорого». Действительно, столь скорое подписание пакета соглашений по ЕЭП было вызвано одним: стремлением получать энергоресурсы по равным ценам. Однако фактически этого до сих пор не произошло. И потому основное, чего ждет Белоруссия от участия в этом интеграционном проекте – удешевление российских энергоносителей, от цен на которые зависит конкурентоспособность основных белорусских товаров. Далее белорусский президент пишет следующее: «Но есть все основания быть убежденным, что этот «риск окупится» – это своего рода вопрос российскому премьеру. А вопрос вполне конкретный: «Будут ли понижены цены на энергоносители?». Этот вопрос, центральный в статье, о котором не говорится в открытую, но когда речь идет о «равноправии партнеров» этот аспект имеется в виду в первую очередь.

Читайте еще: Лукашенко "задолбали с этими политзаключенными"

Уже 19 октября на пресс–конференции по итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС Владимир Путин, отвечая на вопрос про статью А. Лукашенко в «Известиях», говорит: «Согласен также и с положением статьи в той части, где говорится о том, что только объединение на государственно-равных правах могут привести к тому, что все страны будут работать с полной отдачей...фактически закончились переговоры по «Белтрансгазу». Мы фактически выходим на новые договоренности с Белоруссией в нашем энергетическом сотрудничестве. И цены со следующего года будут другие, это будут цены даже ниже, чем равнодоходные цены в Таможенном пространстве, в таможенных странах. Имеется в виду и применение так называемой интеграционной скидки. Мы постепенно будем двигаться к равнодоходным ценам, они будут после этого потихонечку повышаться».



Однако энергоресурсы – не единственное условие, которое выставляет белорусский президент, поддерживая идею о евразийской интеграции. Следующие темы, затрагиваемые в статье, являются не менее проблемными во взаимоотношениях с Российской Федерацией. Это торговые войны и вопрос создания в России дублирующих производств. Эти темы поднимаются в виде острых вопросов, при этом Лукашенко пишет о создании транснациональных корпораций на нашем пространстве. Не идет ли здесь речь о продаже ряда белорусских предприятий? – вопрос, на который пока нет ответа.

Еще одной стороной сотрудничества, о которой говорит президент республики – строительство Белорусской АЭС. Этот проект является одним из стратегических, реализуется в рамках Стратегии развития энергетического потенциала РБ. У республики нет средств на самостоятельное строительство этого объекта, поэтому президент напоминает российской стороне о тех договоренностях, которые уже были достигнуты, говорит о медленном продвижении проекта. Лукашенко пытается и здесь увязать интеграцию с экономическими интересами республики, и опять речь идет об энергетической безопасности, на которую в бюджете страны денег просто нет.

Таким образом, участие Белоруссии в этом интеграционном проекте, в создании фактически нового геополитического образования на постсоветском пространстве увязывается с конкретными экономическими шагами со стороны Российской Федерации навстречу республике. Такой подход можно было бы считать достаточно продуманным и прагматичным, однако в нынешних условиях, когда процесс интеграции фактически запущен, а экономическая ситуация в республике очень сложная, Россия сама будет определять границы экономических уступок Белоруссии. Одним из возможных вариантов может стать продажа ряда крупных предприятий госсобственности будь-то «Белтрансгаз» (что уже произошло), «Беларуськалий», МАЗ или какое–либо другое крупное предприятие. А с учетом необходимости модернизации эти шаги могут назреть сами собой и независимо от интеграционных процессов.

Читайте еще: Режимы Путина и Лукашенко - близнецы


Перечислив интересы Белоруссии в евразийском интеграционном проекте, глава государства переходит к внешнеполитическим оговоркам, стремится сохранить декларируемую многовекторную модель внешней политики. Начинает с самого простого: суверенитет – краеугольный камень интеграции, союз строится не против кого–то. А далее белорусский лидер пытается выстроить такой конструкт, который позволял бы Белоруссии и ее руководству по–прежнему маневрировать во внешней политике, делая реверансы то одним, то другим центрам силы. Лукашенко пишет об «интеграции интеграций», пытаясь вписать в нее ЕС, ЕЭП и КНР. Китай при этом называется «стратегическим партнером». Логика этих высказываний проста: президент Белоруссии хочет показать, что эти шаги не являются переходом страны к «пророссийскому» курсу. Да это и не соответствует интересам Белоруссии как государства, расположенного между ЕС и Россией. Об этом пишет Лукашенко, при этом заявляя о важности отношений с этими центрами силы, являющимися к тому же и крупными кредиторами Белоруссии. Не выпадает из поля зрения соседка и важный партнер Белоруссии – Украина. При этом Лукашенко напрямую говорит о возможности ее участия в проекте интеграции, подыгрывая устремлениям России. Интересно, что не затрагивается тема США, в отличие от статей Назарбаева и Путина.

В работе П. Усова «Место Белоруссии в геополитическом пространстве: взгляд изнутри» выделяется 3 этапа геополитической ориентации независимой Белоруссии с 1991 по 2005 годы. Продолжая логику, можно говорить о том, что в настоящее время, возможно, начинается новый этап геополитической ориентации, с сохранением черт предыдущего. Причем предыдущий этап, четвертый – этап геоэкономических войн с Россией (в первую очередь энергетических) и поиска внешнеполитических альтернатив. Что касается временных рамок четвертого этапа, то началом его является переизбрание президента А. Лукашенко на третий срок в 2006 году, окончанием его как раз можно считать конец 2011 года. За дату начала пятого этапа можно принять 25 ноября 2011 года – дату подписания газового контракта и продажи «Белтрансгаза».

За время четвертого этапа в отношениях между РФ и РБ произошло несколько газовых конфликтов, была осуществлена продажа 50% акций «Белтрансгаза», конфликт по поводу раздела экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, ряд торговых войн. Были предприняты активные попытки поиска альтернатив международного сотрудничества, даже в области поставок энергоресурсов. Что же было сделано на четвертом этапе? В первую очередь были осуществлены попытки выстраивания конструктивных отношений с такими международными субъектами как Венесуэла, Китай и Европейский Союз. Причем последний сам пошел навстречу республике, предложив участие в проекте «Восточное партнерство». Была налажена своп-схема поставок азербайджанской (вместо венесуэльской) нефти по украинскому трубопроводу «Одесса-Броды»,что впервые задействовало его в аверсном режиме. КНР предоставилa ряд связанных кредитов республике. Однако ни одно из альтернативных российскому направлений сотрудничества не принесло Белоруссии значимых экономических дивидендов и, главное, – не обеспечило энергетической безопасности. Белоруссии удалось завоевать некоторые ниши на новых рынках сбыта своей готовой продукции, например в Венесуэле и Китае. Но объемы реализации и разнообразие поставляемых товаров и услуг остается достаточно низким. Именно последствия этого этапа фактически привели Белоруссию к необходимости ускоренной экономической интеграции с Российской Федерацией, которая может сопровождаться и экономическим поглощением (продажей основных предприятий российским собственникам). Поэтому логично, что в нынешних условиях экономического кризиса в республике, в условиях давно назревшей необходимости модернизации основной задачей действующей власти будет максимально доходная приватизация госсобственности на конкурсной основе (например, конкуренция российских и китайских компаний за белорусские активы). Однако, возможно, что нынешние власти Белоруссии надеются на то, что интеграционный процесс, и в первую очередь установление равнодоходных цен на энергоносители, приведет к повышению конкурентоспособности белорусских товаров, что позволит решить накопившиеся экономические проблемы менее радикальным путем. Однако вступление России в ВТО несколько скорректирует ситуацию в Едином экономическом пространстве.

Вообще одним из выводов может быть то, что углубление интеграции является также и вынужденным путем решения накопившихся экономических проблем, а кроме того, вариантом сохранения власти действующей политической элитой. Неслучайно основным проводником интеграции с белорусской стороны выступает А. Лукашенко.