Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва инспирирует кризис?

© РИА Новостипрезидент России Дмитрий Медведев президент Армении Серж Саргсян
президент России Дмитрий Медведев президент Армении Серж Саргсян
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В современном мире энергетические проекты являют собой движущую силу не только в экономике, но и политике. Поэтому заявления об энергетическом сотрудничестве могут быть восприняты как серьезная политическая заявка, продолжение которой имеет для Армении как экономическое, так и политическое значение. Будет ли Франция участвовать в строительстве новой АЭС, или после визита Сержа Саргсяна в Москву «альтернативные» источники энергии для Армении были «прикрыты»?

В конце сентября – начале октября Серж Саргсян выразил явную заинтересованность Армении к европейским энергетическим проектам, заявив, что Европа должна диверсифицировать свои энергетические проекты в регионе так, чтобы не поощрять войны.

Об этом Серж Саргсян заявил как на саммите «Восточного партнерства» в Варшаве, так и в ходе встречи с президентом Франции Николя Саркози. Сам Саркози заявил, что готов рассмотреть возможность участия в строительстве новой АЭС для Армении и помочь найти Еревану альтернативные энергетические ресурсы.

Читайте также: Удар по надеждам российских атомщиков на зарубежные контракты

В современном мире энергетические проекты являют собой движущую силу не только в экономике, но и политике. Поэтому заявления об энергетическом сотрудничестве могут быть восприняты как серьезная политическая заявка, продолжение которой имеет для Армении как экономическое, так и политическое значение.

Будет ли Франция участвовать в строительстве новой АЭС, или после визита Сержа Саргсяна в Москву «альтернативные» источники энергии для Армении были «прикрыты»? Как известно, 90% энергетической системы Армении находится в руках России. Примечательно также, что в конце сентября появилась информация, что для урегулирования энергетических вопросов в ноябре в Армению прибудет российский премьер Владимир Путин. Но недавно стало известно, что Путин принял решение не выезжать из страны до президентских выборов 2012 года, то есть, в Армению он не приедет.

 


Означает ли это, что Россия уже урегулировала проблемы, которые имелись с Арменией в энергетической сфере, поэтому Путин уже не считает нужным приехать в Армению? И означает ли это, что в Армению не прибудет рабочая группа французских специалистов, которая должна была изучить возможность участия в строительстве АЭС?

Кстати, симптоматично, что в контексте, так сказать, новых планов Франции по Армянской АЭС поднялся шум по поводу зарплат атомщиков. Как известно, управление ААЭС осуществляет в данный момент Россия. Мог ли управляющий орган не иметь отношения к этому шуму и случайно ли он возник именно в тот момент, когда власти Армении стали выступать с амбициозными энергетическими планами?

Может, Россия тем самым попыталась предупредить, что в случае продвижения амбиций Армения может столкнуться с более серьезным кризисом, чем, скажем, жалобы нескольких десятков атомщиков.

И в этом смысле примечателен визит министра иностранных дел Ирана в Армению, который состоялся недавно по приглашению армянской стороны. Иран является вторым после России энергетическим партнером Армении, и Тегеран явно заинтересован в том, чтобы Армения осуществляла энергетическую деятельность, по возможности избегая вмешательства России. В вопросе газопровода это не получилось, и Армения сдала трубу из Ирана «Газпрому».

Читайте также: Армения в колее России

Но Иран, видимо, не отказывается от перспектив «независимого» энергетического сотрудничества с Арменией. Вмешательство России не выгодно Ирану потому, что энергетическое сотрудничество с Арменией является для этой страны вектором, сегментом региональной политики. И присутствие России нивелирует политический фактор, ибо Россия тем самым воспрещает расширение региональных амбиций Ирана.

С этой точки зрения Иран является важнейшим союзником Армении в политико-экономическом пространстве. С другой стороны, союзник этот уязвим в связи с его ядерной программой, которая лишает Армению возможности полноценного использования иранского фактора. Но при определенном раскладе сил Иран может быть для Армении важным партнером.

Более того, в новой энергетической игре шанс Армении состоит как раз в расширении круга игроков. В этом случае возрастут возможности для «импровизации» и варианты избежать конфронтации, что может открыть для Армении путь к армяно-французскому энергетическому сотрудничеству.