Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Реконструкция советских промзон — угроза для памятников промышленной архитектуры

Бывший автозавод ЗИЛ — последний в числе объектов, подлежащих капитальной реконструкции в рамках общегородского проекта, который направлен на преобразование заброшенных промышленных районов. Однако активисты беспокоятся, что находящиеся там уникальные памятники промышленной архитектуры находятся под угрозой.

© РИА Новости Александр Вильф / Перейти в фотобанкМакет строящегося жилого комплекса арт-класса "ЗИЛарт" на территории бывшего автозавода имени Лихачева в Москве
Макет строящегося жилого комплекса арт-класса ЗИЛарт на территории бывшего автозавода имени Лихачева в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда-то тысячи пролетариев собирали здесь грузовики, которые можно было встретить почти в каждом колхозе, и роскошные бронированные лимузины, на которых ездили советские руководители. Сейчас автозавод ЗИЛ подлежит капитальной реконструкции в рамках проекта по преобразованию заброшенных промышленных районов. Проекта, не слишком щепетильного по отношению к памятникам архитектуры.

Объявление, когда-то написанное на стене разрушенного штамповочного цеха бывшего автозавода ЗИЛ, до сих пор предупреждает: «Не курить, штраф 100 рублей».

Эта стена — все, что осталось от цеха. Теперь она напоминает посетителям о тех временах, когда кузнечно-штамповочный цех, построенный в 1935 году, был частью советской промышленной зоны, раскинувшейся на площади 400 гектаров — «города в городе», имевшего свои собственные столовые, парикмахерскую, автобусную линию и пожарную часть. Когда-то здесь трудилось 100 тысяч пролетариев, собиравших грузовики, которые можно было встретить почти в каждом колхозе, а также роскошные бронированные лимузины, которые возили советских руководителей.

© РИА Новости Облезов / Перейти в фотобанкУчащиеся средней школы №504 на экскурсии в автосборочном корпусе
Учащиеся средней школы №504 на экскурсии в автосборочном корпусе


Эта часть ЗИЛа, который в последние два десятилетия оказался в долгах, начал разрушаться и пришел в запустение, вновь станет городом в городе — только на этот раз городом с элитными многоквартирными жилыми домами, бутиками, школами, парком на берегу реки, концертным залом и филиалом знаменитого санкт-петербургского Эрмитажа. Все это будет спроектировано ведущими российскими и зарубежными архитекторами и интегрировано в московскую инфраструктуру, в результате чего в столице появятся 26 новых улиц.

Этот проект по строительству жилого комплекса «ЗилАрт» на площади почти 65 гектаров стал результатом энергичных усилий, предпринимаемых правительством Москвы для стимулирования редевелопмента промышленных зон, которые составляют 13% городской территории.

Хотя эти проекты крайне необходимы для того, чтобы сделать город более комфортабельным для жителей, некоторые архитекторы, историки и активисты выражают опасения по поводу сохранения элементов старых построек на территории ЗИЛа и других промзон, поскольку многие советские заводы строили архитекторы-конструктивисты по новаторским проектам, а некоторые имеют историческое значение. Планируется сохранить только фасад пятиэтажного кузнечно-штамповочного цеха, отличительная особенность которого — облицовка из небольших стеклянных панелей, контрастирующих с четырьмя массивными бетонными проходными. За этим фасадом архитектурная мастерская «Проект Меганом» будет возводить четыре 20-этажных жилых дома с облицовкой из стемалита.

По словам Марины Хрусталевой, координатора общественного движения «Архнадзор», занимающегося вопросами охраны архитектурного наследия, в промзоне на территории будущего комплекса «ЗилАрт» уже снесено 90% исторических зданий. Специалисты девелоперской «Группы ЛСР» утверждают, что будут сохранены пожарная часть и фасады штамповочного цеха, и, возможно, другие здания, расположенные вдоль центрального бульвара или «Проспекта братьев Весниных», как называют его авторы «ЗилАрта» в честь пионеров конструктивизма — архитекторов, создавших генеральный план ЗИЛа.

«Это своего рода компромисс, и можно сказать, что отдельные фрагменты сохраняются, однако это нельзя называть полноценным сохранением местных памятников архитектуры», — отметила Хрусталева.


Москва, крупнейший город в Европе, печально известна своими дорожными пробками, дорогим жильем и переполненным общественным транспортом. По рейтингу, составленному консалтинговой компанией Mercer, Москва по качеству жизни занимает в этом году 167 место из 230. Основная причина этих серьезных проблем — тот факт, что до 45% рабочих мест находятся в центре города, окруженном «ржавым поясом» мало используемых промышленных зон, за которыми расположены территории, застроенные бесчисленными жилыми многоэтажками.

Этим летом в Москве начались работы по ремонту миллиона квадратных метров уличного покрытия, на который выделено 120 миллиардов рублей, кроме того, к 2020 году в городе планируется построить более 70 новых станций метро. Но для того, чтобы по-настоящему решить транспортные проблемы, городским властям также придется построить за пределами города новые центры коммерческой деятельности и дополнительные объекты транспортной инфраструктуры.

Редевелопмент советских промышленных зон позволит, в частности, «разгрузить центр и создать многофункциональную планировку города», отметил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов во время экскурсии в рамках проходившего в июне Московского урбанистического форума. С этой целью город выделяет 100 миллиардов рублей на реконструкцию Московской кольцевой железной дороги с тем. Эта мера должна переориентировать железные дороги, связывавшие предприятия промышленных зон, на пассажирские перевозки населения. Движение по железнодорожному кольцу запустят осенью этого года.


«Транспорта [в промзонах] нет, они не работают, там нет хороших дорог, нет рабочих мест, больших налогов они не платят, так что это пустующие участки земли и обуза для города», — говорит Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

По данным городской мэрии, из девяти миллионов квадратных метров жилой недвижимости, введенной в эксплуатацию в Москве в 2015 году, 2,2 миллиона находятся в районе бывших промзон. В 2016 году в этих районах будет дополнительно построено не менее двух миллионов квадратных метров жилья. В настоящее время группа голландских и российских архитекторов ведет работы в рамках самого большого проекта по реновации бывшего металлургического завода «Серп и Молот», территория которого составляет 87 гектаров, что в два раза больше площади Ватикана. В целом, это будет уже новый комплекс, хотя архитекторы обещают сохранить уличную сеть и некоторые заводские здания.

Самые известные проекты по реконструкции территорий, такие как редевелопмент промзоны бывшего металлургического завода Sulzer в швейцарском городе Винтертур или Лондонской галереи современного и модернистского искусства Tate Modern, основаны не на разрушении существующих построек, а на их «перепрофилировании», адаптивном использовании. В последние годы в результате реализации таких проектов в Москве удалось превратить несколько промзон в креативные кластеры и ночные клубы. В их числе — центр современного искусства «Винзавод» на территории бывшего винного комбината, Центр дизайна Artplay на территории бывшего завода «Манометр» и сеть культурных, выставочных и бизнес-центров на территории кондитерской фабрики «Красный Октябрь». В прошлом году новое здание Музея современного искусства «Гараж» в парке Горького, спроектированное Ремом Колхасом (Rem Koolhaas), ознаменовало новый уровень адаптивного использования старых построек — архитектор покрыл просторное здание бывшего советского ресторана фасадом из полупрозрачного мерцающего поликарбоната, сохранив внутри помещения старую мозаику, плитку и кирпичную кладку.

Правда, для возрождения советских промзон в «ржавом поясе» потребуется больше времени и средств из-за их гигантских размеров.

К другим потенциальным проблемам относятся загрязненная почва (по словам авторов проекта «ЗилАрт», им пришлось снять не менее двух метров верхнего загрязненного слоя почвы) и коррупция, которой «славится» бизнес в секторе недвижимости. Кроме того, в последнее время получить разрешение на крупные проекты по редевелопменту довольно трудно. Однако, по словам Хуснуллина, в решении этого вопроса поможет принятый в июне закон, который позволяет властям конфисковывать любые промышленные зоны, если на них расположено не менее 50% участков или объектов капитального строительства, не соответствующих правилам землепользования и застройки, или если они эксплуатируются не по прямому назначению.

© РИА Новости Александр Вильф / Перейти в фотобанкМакет строящегося жилого комплекса арт-класса "ЗИЛарт" на территории бывшего автозавода имени Лихачева в Москве
Макет строящегося жилого комплекса арт-класса ЗИЛарт на территории бывшего автозавода имени Лихачева в Москве


Самой большой проблемой на сегодняшний день является сохранение существующих построек. Огромные промышленные здания советских времен, как правило, невозможно перепрофилировать без капитальной реконструкции, из-за чего инвесторам выгоднее снести их и построить на их месте что-то другое.

У Москвы в этой области уже есть печальный опыт, и в зоне особого риска находятся здания — памятники советского архитектурного авангардизма. Совсем недавно был снесен памятник конструктивизма 1929 года — здание автоматической телефонной стации на Таганке — чтобы освободить место для строительства элитного жилого и гостиничного комплекса, несмотря на протесты местного населения и осуждение международной общественности.

После покупки у городских властей двух больших лотов на территории ЗИЛа «Группа ЛСР» теперь дополнительно сносит здания, освобождая место под жилой комплекс «ЗилАрт», который будет включать в себя многоквартирные дома, спроектированные несколькими архитектурными бюро, а также для строительства филиала Эрмитажа площадью более 13 тысяч квадратных метров. Кроме того компания возведет здесь спроектированную нью-йоркским архитектурным бюро Asymptote 150-метровую башню, в которой расположатся коммерческие помещения, офисы и квартиры. Город осуществляет финансирование строительства таких объектов инфраструктуры, как метро и школы, а также реконструкции набережной Москвы-реки, которая будет открыта для посещения. «Группа ЛСР» инвестирует в этот проект 135 миллиардов рублей.

Основатель архитектурной школы МАРШ Евгений Асс назвал проект «ЗилАрт» «попыткой найти удачное компромиссное решение» между сохранением старых построек и извлечением прибыли, но подчеркнул при этом, что сомневается в отношении того, насколько будут сохранены постройки.

«На самом деле проект более разрушителен, чем ожидалось, — сказал он. — Застройщик всегда выигрывает, хотя поначалу казалось, что выиграет культура, но посмотрим».

Хани Рашид из архитектурного бюро Asymptote сказал, что авторы проекта «ЗилАрт» почтительно относятся к советскому конструктивизму, но при этом отказываются от «диснеевского принципа» полного сохранения старых построек.

«Чтобы преобразовать эти здания, реконструировать их, не превращая в памятники старины, чтобы интегрировать их в городской ландшафт, требуется разумный и уважительный подход», — сказал он.

Руководитель мастерской «Проект Меганом» Юрий Григорян говорит, что штамповочный цех «сохранить трудно» из-за плохих материалов и слабой конструкции, но заявил, что если оставить нетронутыми какие-то его части, по мере реконструкции промзоны ЗИЛа это станет стимулом для сохранения старых построек. Известный архитектор Александр Бродский уже планирует переоборудовать заводскую пожарную часть в детский сад.

«Здесь много стеклянных элементов, так что самого здания не так и много. Мы взяли его, чтобы показать, что мы можем сохранить фасад, — говорит Григорян. — Результат людям должен понравиться, и мы надеемся, что стремления сохранить здания будет больше».

© РИА Новости Александр Вильф / Перейти в фотобанкМакет строящегося жилого комплекса арт-класса "ЗИЛарт" на территории бывшего автозавода имени Лихачева в Москве
Макет строящегося жилого комплекса арт-класса ЗИЛарт на территории бывшего автозавода имени Лихачева в Москве


Хрусталева ставит в заслугу Григоряну то, что он спас хотя бы фасад штамповочного цеха. Но при этом она утверждает, что здания ЗИЛа сносили в нарушение обещаний сохранить постройки, данных в ходе общественных слушаний о застройке территории, которые проводились городскими властями еще до появления проекта «Группы ЛСР» по строительству комплекса «ЗилАрт». По ее словам, в результате утрачена часть архитектурного наследия Москвы.

«То, что они снесли их, не противозаконно, но все участники этого проекта знают, что, по мнению экспертов, эти здания имели архитектурную и историческую ценность, и здесь можно было применить принцип перепрофилирования зданий», — сказала она.