Вот три эпитета, которые, вероятно, объясняют, почему художественная сатира «Квадрат» Рубена Эстлунда получила самую престижную премию мира, Золотую пальмовую ветвь, на ежегодном кинофестивале в Каннах: современная, безграничная, веселая.


Последнее определенно сыграло свою роль. Общим знаменателем для таких разных людей, как председатель жюри Педро Альмодовар (Pedro Almodóvar), французская актриса и режиссер Аньес Жауи (Agnès Jaoui) и актер Уилл Смит (Will Smith), стало неудержимое чувство юмора.


Прошлогоднее жюри с Джорджем «Безумным Максом» Миллером (George «Mad Max» Miller) во главе предпочло эмоционально заряженный, но более традиционный фильм «Я, Дэниел Блейк» Кена Лоуча (Ken Loach) вызывающей — и невероятно смешной — картине «Тони Эрдманн».


Жюри этого года избрало значительно более смелый путь, сделав ставку на шведского новичка конкурса, а не на регулярно появляющихся ветеранов, таких как Михаэль Ханеке (Michael Haneke), Тодд Хейнс (Todd Haynes) и Андрей Звягинцев, которые все приехали в Канны со значительными работами, но справедливости ради стоит отметить, что в предыдущие годы представляли более захватывающие фильмы.


«Квадрат» действительно выделялся среди участников этого года. В первую очередь в том, что касается юмора и того, как он был вписан в изображение современности, которая выглядит исключительно актуальной. В некоторых самых смешных и безумных сценах появляется, например, ужасающе жадное до кликов пиар-агентство, которое должно продвигать на рынке музейную инсталляцию «Квадрат», давшую название фильму.


С юмором наперевес Рубен Эстлунд и его творческая команда набрасываются на ряд табу, таких как, например, правила поведения в отношении пола и власти. Американка Элизабет Мосс (Elisabeth Moss, «Рассказ служанки»), которая играет журналистку, и датчанин Клаэс Банг (Claes Bang) в роли влиятельного музейного работника сыграли в сцене, которая может стать современной классикой. Противостояние начинается после случайного секса, она настаивает на продолжении связи, а он извивается, как червяк на крючке. А безумная сцена, в которой вдохновленный обезьянами художник-перформансист слетает с катушек во время ужина аристократии, — еще и, без сомнения, самая провокационная в программе всего фестиваля.


Даже если «Квадрат» и немного бесформенный — а из-за крупного формата трудно сохранять концентрацию на протяжении всех 2 часов 20 минут — этот фильм совершенно точно заслужил свою Золотую пальмовую ветвь. Кроме того, жюри сделало щедрый жест, наградив Рубена Эстерсунда. Фестиваль, которому уже целых 70 лет, конечно, должен выбирать в победители и людей вдвое моложе, у которых еще все впереди.


Все призеры Каннского кинофестиваля 2017


Золотая пальма: «Квадрат» (Рубен Эстерсунд)


Гран-при: «120 ударов в минуту», Робен Кампийо (Robin Campillo)


Лучший режиссер: София Коппола (Sofia Coppola), «Роковое искушение»


Лучшая актриса: Дайана Крюгер (Diane Kruger), «На пределе»


Лучший актер: Хоакин Феникс (Joaquin Phoenix), «Тебя никогда здесь не было»


Приз жюри: «Нелюбовь» (Андрей Звягинцев)


Лучший сценарий: Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу (Yorgos Lanthimos, Efthimis Filippou), «Убийство священного оленя», и Линн Рэмси (Lynne Ramsay), «Тебя никогда здесь не было»


Специальный приз: Николь Кидман (Nicole Kidman)


Золотая камера: «Молодая женщина» Леонор Серай (Léonor Serraille)


Лучшая короткометражка: «Нежная ночь» Цю Ян (Qiu Yang)