Вице-президент по развитию бизнеса компании Yota Егор Иванов вспоминает, как в 2007 году он с коллегами пришел в офис южнокорейского гиганта Samsung. «У нас даже не было визитных карточек, - рассказывает он. – Они не понимали, зачем вообще с нами говорить и думали: “Что это за люди из России?”»
Спустя четыре года Yota почти наступает на пятки гигантам российского телекоммуникационного рынка, предлагая ряд максимально инновационных продуктов на рынке высокоскоростной широкополосной мобильной связи и интернет-услуг.
Существует Yota Музыка, российский ответ интернет-радио Pandora. В апреле компания запускает новый сервис потокового видео, аналогичный Netflix. Однако в основе всего этого лежит главный продукт компании - беспроводная мобильная связь 4G. Абонентская база Yota сейчас составляет 750 000 человек.
«Мы все сами этим пользуемся, - говорит о себе и своих коллегах Иванов, в свои 30 лет как будто символизирующий ошеломительную молодость компании. – У нас у всех по несколько телефонов, iPad, компьютеры — все самое новое. Мы знаем, каким должен быть сервис и как этого добиться».
Yota начала предоставлять свои услуги в июне 2009 года, сперва в Москве и Санкт-Петербурге, а потом в еще трех городах России. За пять месяцев она вышла на самоокупаемость, а в прошлом году показала 125 миллионов долларов выручки.
Компания сразу же выделилась как на российском, так и на мировом фоне, благодаря использованию мобильной технологии WiMAX, обеспечивающей высокоскоростной доступ в интернет - в том числе с помощью популярных в последние годы компактных модемов. Компания вложила 500 миллионов долларов в приобретение WiMAX оборудования, особенно у компании Samsung, изготавливающей базовые станции, которые устанавливаются в охваченных деятельностью фирмы городах. Вскоре Yota стала одним из ведущих пользователей технологии и объявила о планах по внедрению ее еще в 15 городах России.
Однако вскоре планы изменились. Когда WiMAX по всему миру начал терять позиции под напором технологии Long-Term Evolution, более известной как LTE, Yota решила, что нужно быть гибкой. В прошлом мае фирма объявила, что она собирается полностью сменить технологическую базу. «Следуя за мировыми тенденциями, мы сможем предлагать нашим клиентам наилучшие решения», - заявила Yota.
В стране, в которой крупный бизнес с трудом избавился от такого советского наследия, как многолетние инвестиционные планы, скорость роста и изменений Yota многих сильно удивляет.
В течение двух месяцев Yota вложила 20 миллионов долларов в развитие LTE технологии для своей сети 4G в Казани, третьем по величине городе России. Однако в данном случае она, возможно, оказалась даже слишком быстрой. В итоге сейчас технология готова к использованию, но в России отсутствуют правила, регулирующие ее эксплуатацию, поэтому проект пришлось заморозить до тех пор, пока они не появятся.
«Теперь мы стали компанией с тысячей сотрудников, с широкой сетью и абонентской базой, однако сохранили драйв и динамичность, которые у нас были в самом начале, - говорит Иванов. – Мы выделяемся прозападной ментальностью в противовес советскому бюрократизму».
Это видно даже на уровне маркетинга. Логотип компании – стоящий на голове человечек – прост и изящен. Вместо того, чтобы тратить миллионы на дополнительную рекламу, в декабреYota организовала в Санкт-Петербурге фестиваль Yota Space – и он стал известен во всем мире, благодаря выставке цифрового искусства и концерту на открытии, в котором участвовала популярная инди-группа Hot Chip.
Впрочем, несмотря на свой новаторский и хипстерский дух, компания не избежала критики. В прошлом месяце она подняла тарифы, лишившись части клиентов. По словам Иванова, это было необходимо сделать, чтобы ограничить слишком быстро растущую абонентскую базу и обеспечить оставшихся клиентов качественным сервисом.
Стратегия расширения Yota фокусируется на странах, с которыми у России установились прочные связи. Начав работу в России, компания вскоре принялась и за Белоруссию, в которой правит авторитарный Александр Лукашенко. Затем она пришла в Никарагуа – одну из немногих стран, признавших независимость сепаратистской грузинской республики Южной Осетии, за которую Москва и Тбилиси вели в августе 2008 года кровопролитную войну. Недавно она начала работать в Перу. Ее планы заключить соглашение с Венесуэлой сорвал финансовый кризис.
«Мы поняли, что нам было бы трудно прийти в США или в Европу», - говорит Иванов, ссылаясь на предубеждение против российских фирм и протекционизм со стороны операторов крупных сетей.
Глобальной экспансии компании помогают «Ростехнологии» - неуклюжий промышленный гигант, полностью подконтрольный российскому правительству. «Ростехнологиям» принадлежит блокирующий пакет акций Yota - 25 % плюс одна акция. Остальные акции принадлежат частному инвестиционному фонду Telconet Capital. По словам Иванова, публичное размещение акций пока не планируется, однако в итоге компания может прийти к этому решению.