Россия отказывается от попыток спасти аварийный марсианский зонд

© РИА Новости Олег Урусов / Перейти в фотобанкНа космодроме Байконур продолжаются работы по программе АМС "Фобос-Грунт"
На космодроме Байконур продолжаются работы по программе АМС Фобос-Грунт
Российские ученые, занятые космосом, очевидно, оставили попытки спасти марсианский зонд, застрявший на орбите Земли. Ожидается, что он упадет на Землю примерно 9 января. Возможно, свою роль в аварии сыграли изменения, выполненные в последнюю минуту. Еще один шанс Россия может получить в марте 2016 года в рамках марсианского проекта ESA и NASA - на участие в нем мы дали согласие.

После тяжелого для них месяца российские ученые, занятые космическими исследованиями, очевидно, оставили все попытки спасти марсианский зонд, застрявший на орбите Земли в начале ноября.

Известный под именем «Фобос-Грунт», автоматический космический корабль несет на борту 7,5 тонн топлива и небольшое количество радиоактивного топлива. Российское Космическое агентство «Роскосмос» ожидает, что зонд упадет на Землю приблизительно 9 января.

В субботу «Роскосмос» и российское министерство обороны заявили о создании рабочей группы для исследования вхождения зонда в атмосферу.

Создание оперативной рабочей группы «подтвердило, что агентство утратило всякую надежду на восстановление контроля над полетом», - заявил Анатолий Зак, журналист и историк, специализирующийся на космической тематике и ведущий новостной сайт Russian¬SpaceWeb.com. Возвращение космического судна в земную атмосферу, по его словам, отныне представляется «неизбежным».

Европейское космическое агентство (ESA) быстро установило контакт с «Фобос-грунтом» со станции слежения, расположенной на Канарских островах, породив надежду, что проект удастся спасти. Однако дальнейшие попытки практически провалились. После еще двух попыток, предпринятых в пятницу, ESA официально отказалось от этой затеи.

Ведущий российский ученый в области космических исследований в четверг направил своим коллегам во всем мире открытое письмо, в котором принес свои извинения за эту неудачу.

«Несмотря на то, что люди после запуска корабля работали 24 часа в сутки семь дней в неделю, все усилия не дали удовлетворительных результатов», - написал Лев Зеленый, директор московского Института космических исследований. Этот институт, который занимался планированием столь долгожданного полета, входит в состав российской Академии Наук.

И далее Зеленый пишет: «Мы работаем, тем не менее, над проблемой обратного вхождения в атмосферу и вероятностью того, где и какие фрагменты упадут на землю (если это произойдет)».

На борту зонда имеется несколько микрограммов радиоактивного кобальта-57 в качестве источника энергии для одного из инструментов космического судна, однако Зеленый в письме подчеркивает, что это мизерное количество материала не представляет опасности.

За время работы на протяжении двух десятилетий этот проект стоимостью 165 миллионов долларов был задуман с целью вывести Россию после бесплодных пятнадцати лет в ряды космической элиты, запускающей аппараты для исследования планет.

«Возврат к межпланетным исследованиям был для них настоящей страстью, навязчивой идеей, - считает бывший инженер NASA Джеймс Оберг (James Oberg), ныне независимый космический аналитик. – Прошло двадцать пять лет с тех пор, как им удалось осуществить успешный межпланетный полет».

«Фобос-Грунт» стартовал с космодрома Байконур в Казахстане 9 ноября. После запуска, когда корабль был выведен на низкую околоземную орбиту, разгонная ступень ракеты не сработала. Все попытки диагностировать поломку и исправить проблему оказались тщетными.

Возможно, определенную роль в этой аварии сыграли безумные исправления в электрической системе зонда, выполненные в последнюю минуту, считает Зак, цитируя источники в НПО имени Лавочкина, российской компании, построившей «Фобос-Грунт».

«На Байконуре обнаружилась серьезная проблема с кабельными соединениями» всего за несколько недель до запуска, рассказывает Зак. «Им нужно было рассоединить кабели, а это были жесткие соединения. Они должны были их перерезать и соединить проводами по другой схеме». По его словам, инженеры перепаяли электрические соединения, несмотря на то, что судно было заправлено легко воспламеняемым гидразином.

Этот полет был задуман и спланирован для достижения цели, к которой прежде никто не подступался: высадки зонда на Фобосе, одной из двух лун Марса. Там зонд должен был собрать образцы почвы и вернуть их на Землю для исследования. «Фобос-Грунт» нес на борту еще и небольшой китайский зонд, предназначенный для доставки на орбиту Марса.

Российские космические эксперты заявляют, что этот полет был обречен на неудачу.

«Этот проект чрезвычайно амбициозен, в нем слишком много всякой начинки, а управление плохо организовано, - считает Зак. – Китайский зонд добавили в последнюю минуту. Это требовало полного изменения всей конструкции, усложнило космическое судно, сделало его более тяжелым и менее управляемым».

Луис Фридман (Louis Friedman), бывший директор американского  Planetary Society, проводивший небольшой эксперимент на «Фобос-Грунте», назвал это космическое судно «удивительной нелепостью», в конструкцию которого с запозданием добавлялись все новые дополнительные инструменты.

Чтобы доставить к Марсу этот избыточный вес, российские инженеры предложили быстрое и дешевое решение – они добавили дополнительный пончикообразный бак с горючим.

«Вместо того, чтобы полностью изменить всю конструкцию, они поступили по-русски и просто добавили еще баков», - сказал Оберг.

Однако разгонная ступень с этими дополнительными баками горючего так и не включилась.

Эта авария стала обвинительным приговором плохому управлению российской космической программы, написал недавно Фридман в журнале Space Review.

Он отметил, что «Роскосмос» обслуживает лишь одну наземную станцию, способную к сообщению с «Фобос-Грунтом». Когда судно оказалось в сложном положении, русским пришлось обращаться к европейскому и американскому космическому агентству ESA и NASA.

Космическая промышленность России в последние десятилетия сильно пострадала от «утечки мозгов», - считает Зак. Низкие заработные платы, отсутствие возможности готовить новые полеты заставили многих инженеров податься в Соединенные Штаты Америки или в Европу.

«У них работают 70-летние и 25-летние, - говорит Зак. – Они потеряли поколение специалистов в области космонавтики».

По сообщению агентства Reuters, 90% из 250 тысяч российского космического персонала старше 60 или моложе 30 лет.

Последняя попытка России достигнуть Красной планеты, совершенная в 1996 году, бесславно закончилась отказом ракеты-носителя, которая разбилась при падении на Землю.

Еще один шанс русские, возможно, получат в марте 2016 года. Именно на это время запланирован совместный запуск ESA и NASA орбитальной станции для изучения вопроса, как Марс потерял большую часть своей некогда мощной атмосферы. В этом году NASA заявило, что не может позволить себе еще одну необходимую ракету. Это открывает России возможность присоединиться к проекту.

Во время встречи в Париже в среду представители «Роскосмоса» в принципе согласились предоставить ракету-носитель, заявил Франко Боначина (Franco Bonacina), пресс-секретарь Европейского космического агентства.

«России есть много что сказать в этом проекте, - заявил Зак. – Без нее проект сейчас, похоже, разваливается как карточный домик».