Когда Apple официально представит свою последнюю версию iPad, многие российские фанаты этой американской компании будут чувствовать себя еще более разочарованными, чем обычно.
Несмотря на то, что Россия известна своими компьютерщиками и свободным отношением к деньгам, компания Apple пока не открыла здесь своего магазина, и ее продукцию очень трудно найти – по крайней мере, по официальным каналам. Поэтому, хотя россияне и ждут с нетерпением, чтобы увидеть, что предложит им iPad3, некоторые из них жалуются на то, что компания Apple пренебрегает их страной.
«Apple не рассматривает Россию как ключевой рынок, - говорит Михаил Уколов, генеральный директор «Ютинет», крупнейшего интернет-магазина компьютеров в России. - Как будто они считают нас страной третьего мира».
Возможно, компания Apple недооценивает Россию, однако там ее продукция имеет своих почитателей даже на самом высоком уровне. Дмитрия Медведева, посетившего офис компании Apple в Сан-Франциско во время своей поездки в Кремниевую долину в 2010 году, на телевидении часто показывают с iPhone, Macbook Pro или iPad в руках. Несколько раз уходящий российский президент публично с энтузиазмом высказывался о практической пользе iPad – играете ли вы в Angry Birds, читаете газеты, вроде FT, или отслеживаете деятельность незаконных казино в интернете.
Московские компьютерные магазины предупредили будущих покупателей нового iPad, что им, возможно, придется подождать, по крайней мере, до мая – только тогда новые планшетники поступят в продажу. И даже тогда их может не хватить всем.
По словам Уколова, компания Apple установила квоты на свою продукцию для России. Однако российская таможня также несет ответственность за те проблемы, с которыми сталкиваются импортеры, вынужденные оформлять огромное количество документов.
Сотрудники компании «Белый ветер Цифровой», официального дилера Apple в России, говорят, что нехватка iPad сделала их более желанными, и это нужно рассматривать как позитивную маркетинговую стратегию. «У нас был список ожидания на два месяца вперед, когда мы начали продавать первые iPad, - рассказал Сергей, менеджер одного из магазинов «Белый ветер» в центре Москвы. - Товары кажутся более эксклюзивными, если их количество очень ограничено. У Apple отличный PR».
Другие считают, что такая нехватка лишь питает оживленный черный рынок iPad в России, и торговцы летают в США и обратно за товаром. «Ежедневно из США прилетают десять рейсов, - говорит Уколов. - Возможно, на борту каждого из них летит человек с полным чемоданом iPad».
В сущности, компании Apple, вероятно, все равно, где продавать свою продукцию, пока покупатели хотят ее приобретать. Отчитываясь в недавнем времени о своих звездных финансовых результатах, компания не предоставила анализ продаж по каждой стране отдельно.
Однако представители компании Apple ясно дали понять, что, за исключением Китая, на долю которого приходится 4,5 миллиарда долларов или 16% от совокупного дохода компании в четвертом квартале 2011 года, продажа продукции в странах БРИКС пока не является их приоритетом. Вот что сказал Тим Кук (Tim Cook), исполнительный директор Apple: «Сегодня мы уже присутствуем во всех этих странах… Мы начинаем испытывать интерес к большинству из них, однако мы признаем, что нам нужно присмотреться, чтобы убедиться, что в этих странах мы сможем достичь таких же показателей дохода, как в Великом Китае». Это значит, что России придется еще немного подождать.