Должны ли польские солдаты, ветераны и представители государственной власти участвовать 9 мая в московских торжествах, посвященных годовщине победы? Я думаю, да, поскольку не только для россиян это годовщина очень конкретной победы – победы над немецким фашизмом. Всего лишь – и так много.
В 1945 году при значительном участии советских солдат был побежден режим, шестилетнее господство которого стоило Польше миллионов жизней ее граждан. Каждый день оккупации приносил тысячи новых жертв – в основном гражданских. Можно ли было в такой ситуации ждать, когда гитлеровцев победит более благоприятное для нас соотношение сил? Это было бы неразумно и привело бы к непредсказуемым последствиям. Стоит иногда задуматься, что стало бы с нашей страной, если бы этой победы не было. Смогла бы Польша выстоять без совместных военных усилий западных и восточных союзников, что стало бы с нашими родителями и дедами? Была ли вообще возможна победа без Красной Армии? На эти вопросы должны найти для себя ответы все те, кто сейчас выражает протест против участия польских военных в воскресном параде в Москве.
Преодоленные противоречия
Наши предки воевали и на западном, и на восточном фронте, в равной мере вкладывая усилия в окончательный военный успех. Для большинства из них политический контекст этой войны, ее последствия для послевоенного расклада сил в Европе были, наверняка, не самым важным. Поэтому и представители тех, кто воевал на Востоке, и тех, кто на Западе, и тех, кто на нашей территории, будут сейчас на Красной площади. И стоит только радоваться тому, что при формировании состава делегации польских ветеранов, удалось преодолеть противоречия, что в ней нашлось место для людей, воевавших на разных фронтах. В Москву отправится генерал Войцех Ярузельский (Wojciech Jaruzelski), что также не всем нравится. Нужно напомнить, что российские власти установили четкие критерии приглашения этой группы участников торжеств: бывшие руководители государств, воевавшие на фронте. Обоим этим критериям Ярузельский отвечает, так что его присутствие на Красной площади в полной мере оправдано.
Я надеюсь, что в эти дни поляки будут также помнить о 600 тысячах советских солдат, которые отдали жизнь в борьбе с фашизмом на территории нашей страны. За политические последствия военных баталий можно подвергать оценке власти СССР, однако пролитая кровь такой оценке подвергаться не должна.
Политический контекст
Нынешние торжества имеют также политический контекст, в первую очередь, для нас − поляков. Конечно, с разных точек зрения этот контекст разнится. Для одних наши военные не должны ехать в Москву, поскольку, как писал Ян Поспешальский (Jan Pospieszalski) "это была не наша победа. Мы пали жертвой нападения Сталина и предательства западных держав". Для других же, как для моих родителей, переживших оккупацию в Варшаве, у кого от рук гитлеровцев погибли многие члены их семей, исходя из тех причин, о которых я писал выше, ехать следовало.
Для меня же этот контекст имеет еще один оттенок смысла. Долгие годы роль борьбы польских солдат во Второй мировой войне подвергалась сомнению: то тех, кто воевал на западном фронте, то тех – кто на восточном. В том числе и за границей (восточной и западной) вклад 400 тысяч наших солдат в победу над Гитлером часто недооценивали (можно припомнить хотя бы отсутствие польского акцента пять лет назад в Москве или при праздновании годовщины высадки союзников в Нормандии). Сейчас военные из роты Почетного караула Войска Польского и ветераны пройдут по Красной площади как представители антигитлеровской коалиции, представители одного из государств, внесших наибольший вклад в победу над фашизмом. Это следует оценить по достоинству.
Пользуясь случаем, мы можем показать, что мы не русофобы, что мы способны чтить не только собственные раны и шрамы, но и раны других – тех, кто внес значительный вклад в такое, а не иное завершение Второй мировой войны.
Воскресные торжества и наше участие в них – это также хорошая возможность поддержать тот огонек, который в последнее время зажегся в польско-российских отношениях. Несколько дней назад Даниэль Ольбрыхский (Daniel Olbrychski) сказал в Москве: "Не упустим же этого момента, когда наши народы получили шанс стать ближе друг к другу, чем когда-либо в истории". Не упустим же…
Веслав Дембский - публицист, бывший главный редактор газеты "Trybuna".