Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Военные преступления СССР

© РИА Новости Галина Санько / Перейти в фотобанкВеликая Отечественная война 1941-1945 годов. Город Харбин, 1945 год. Пленные японцы на улицах города
Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Город Харбин, 1945 год. Пленные японцы на улицах города
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Плачущие младенцы замолкали, переставали двигаться и остывали... На глазах чувствительного семилетнего Хонды умирали сотни людей. Это навсегда запечатлелось в его памяти. Страшные крики до сих пор раздаются в его голове. Умерших младенцев хоронили во время остановок. Матери были не в состоянии сделать это, поэтому другие пассажиры забирали младенцев у кричащих матерей и хоронили их.

Спустя 70 лет поезда вновь расходятся в разных направлениях. Осенью 1945 года со станции «Тамасака» в Маньчжурии один поезд также отправился на север, а другой на юг. Я хотел бы рассказать о философской дискуссии, которую мы провели в университете 15 августа в честь события, которое произошло на самом деле, а не в кино.

Все началось с эвакуации

Дело было в 2008 году. Я провел небольшой семинар, приурочив его к 15 августа. В ходе этого семинара первосвященник храма Хонрюдзи Хироюки Хонда (Hiroyuki Honda) рассказал нам об эвакуации. Г-н Хонда родился в 1938 году в деревне Ясака, находившейся в северной Маньчжурии. Его отец был буддистским монахом, служившим в новых поселениях. Свои детские годы г-н Хонда провел в деревне, которая часто подвергалась нападению кочевников.

При создании Маньчжоу-го кочевников изгнали со своих территорий. В Маньчжоу-го не было законов, касающихся гражданства. Первыми поселенцами были вооруженные колонизаторы, которые прогоняли или убивали местное население. В этих кровавых условиях северные земли превращались в сельскохозяйственные угодья.

Вскоре разразилась Тихоокеанская война, в которой Япония потерпела поражение. В короткие сроки началась эвакуация жителей Ясака. Около 1700 человек отправили на железнодорожный вокзал в том, во что они были одеты. Поезда пришлось ждать целый день. Вечером на станцию прибыл товарный поезд с открытыми вагонами-платформами. Паровоз тянул товарный состав, в котором ранее перевозили уголь и скот.

Г-н Хонда, который в то время ходил в первый класс, сел на поезд вместе со своей семьей и другими поселенцами. Поезд отправился на юг. В августе в Маньчжурии ветрено и холодно. Для 1700 человек, включая стариков, женщин и детей, началось кошмарное путешествие.

Первый поезд, отправившийся на север, перевозил демобилизованных солдат. Поездка заняла всего три дня. Чтобы их не обнаружили советские войска, днем люди прятались в лесу. Как правило, поезд двигался ночью. Однако в итоге их все же обнаружили и отправили в лагерь.

Лагерь жил по законам военного времени. Г-н Хонда стал свидетелем того, как иногда советские солдаты забивали насмерть людей прикладами. Слабые умирали уже через три месяца лагерной жизни. Но это было только начало.

Больше всего от войны страдают слабые

Советские танки проходят через маньчжурское селение


Летом в Маньчжурии практически нет дождей. Возможно, из-за этого людей перевозили в открытых вагонах. В этот раз все сложилось не так.

Неожиданно полил сильнейший ливень. Вагоны, в которых обычно перевозят скот и уголь, наполнились водой по колено. Старики, женщины и дети оказались в воде. Вода быстро вытягивает тепло. Поселенцы Ясака стали слабеть на глазах. Самые слабые начали умирать.

Из 1700 поселенцев домой вернулись 800 — 900 человек. То есть при эвакуации погибла половина.

Г-н Хонда чудом выжил, однако долгие годы он думал, что все другие дети скорее всего погибли, настолько тяжелой была поездка.

Плачущие младенцы замолкали, переставали двигаться и остывали... На глазах чувствительного семилетнего Хонды умирали сотни людей. Это навсегда запечатлелось в его памяти. Страшные крики до сих пор раздаются в его голове. Умерших младенцев хоронили во время остановок. Матери были не в состоянии сделать это, поэтому другие пассажиры забирали младенцев у кричащих матерей и хоронили их.

В Маньчжурии в 1945 году случилось то, чего не должно было произойти.

Поезд с демобилизованными шел в лагерь


Другой поезд отправился на север. В одной из статей я рассказал о младшем лейтенанте сухопутных войск Садахико Исигуро (Sadahiko Ishiguro), который подарил мне знаменитые водоросли из местечка Ното. Исигуро находился в том поезде. Когда окончилась война, он был в городе Чанчунь.

Военачальник Квантунской армии, который должен был руководить войсками, неожиданно исчез. Наступил хаос. В конце концов пришли советские войска, которые начали разоружать японских солдат и отправлять их в Харбин.

Советские солдаты говорили «домой!». Так в японском языке появилось словосочетание «поезд домой».

Солдат разоружили и должны были отправить домой в Японию. Так бы им хотелось... Японские военные высказывают различные версии, почему все сложилось именно так, однако СССР в конечном итоге задумал отправить их на работы в Сибирь.

Эта идея появилась в СССР в апреле — мае 1945 года, когда нацисты терпели поражение за поражением. Я был шокирован, когда в концлагере Заксенхаузен узнал о том, что советское руководство скопировало нацистскую идею о «рациональных» лагерях. Младшему лейтенанту и его товарищам соврали о том, что их демобилизуют. На самом деле поезд направлялся в лагерь.

СССР напал на Японию после окончания Второй мировой войны. Всех мужчин, будь то военные или гражданские лица, отправляли в Сибирь в качестве военных преступников, где они занимались тяжелым физическим трудом. Это не что иное, как хитроумное преступление сталинской власти.

Ценность накопленного времени

Мой отец, также работавший в лагере, каждый год в августе обсуждал эту тему с разных точек зрения. Осенью 1944 года он окончил институт и поступил на службу в Квантунскую армию. В Сибири он подорвал свое здоровье и в конце концов был демобилизован по рекомендации Красного креста, однако до 30 лет не мог оторваться от постели. В 40 он женился, а в 46 умер.

Маньчжурская железная дорога проходит сквозь бескрайнюю тундру. Чтобы разойтись, двум поездам необходимо дойти до станции, где есть вторая колея.

У вагонов поезда, который перевозил младшего лейтенанта Исигуро и других японских солдат, была крыша. На одной из станций на противоположном пути остановился открытый товарный поезд, на котором вывозили японских поселенцев. В июне этого года в доме Исигуро я узнал о возможности ада на Земле. Тогда я понял, что в том поезде ехал г-н Хонда...

Когда на симпозиуме, посвященном окончанию Второй мировой войны, г-н Хонда заговорил об открытом товарном поезде, я сразу же понял, о чем речь.

Может оказаться, что это был другой поезд, который эвакуировал японцев. Сейчас уже невозможно узнать точно, да и нет в этом никакого смысла.

Сразу же после войны стариков, женщин и детей эвакуировали из Ясака на открытых товарных поездах. Эти люди попали под холодный маньчжурский ливень, в результате чего многие из них умерли. Они повстречались с поездом, который вез японских солдат в сибирские лагеря...

Возможно, подобные поезда расходились много раз. По случайности, я узнал об одной из таких встреч. Смогут ли они сойтись еще раз...

15 августа 2015 года благодаря переписке и корректировке планов мне удалось организовать встречу младшего лейтенанта Исигуро, которому сейчас 91 год и который читает газеты без очков, с 77-летним г-ном Хонда, который в то время учился в первом классе. Мы беседовали около четырех часов.

Они рассказали об окончании войны и дальнейших событиях, о том, как важно обладать желанием идти в будущее.

Японские солдаты сдают оружие


В одной из следующих статей я хочу рассказать о подробностях этой беседы.

Кстати, из-за поражения в войне многие японцы, которые переезжали в Маньчжурию, начиная с 1931 года, лишились своих земель, которые они возделывали в течение 14 лет. Умерло много детей и женщин. Практически все мужчины трудились в лагерях.

Демобилизованные японцы, выдержавшие адские испытания, вернулись на родину, где их переселили на новые земли. Во время этой беседы я узнал о том, что местечко Санридзука недалеко от аэропорта «Нарита» является как раз одним из мест, куда переселяли вернувшихся из лагерей японцев, которые потом в течение десятилетий обрабатывали эти земли. Туда переселяли не всех, но такие люди точно были.

Всякому терпению приходит конец. С момента, когда колонизаторы начали воевать с кочевниками, были эвакуированы с земель, которые они возделывали изо всех сил, по пути арестованы и отправлены на многолетний труд в лагеря, и до того момента, как они выжили и вновь, уже на родине, взяли в руки мотыги, прошло двадцать лет.

После дискуссии я попросил участников заполнить анкеты. Многие тогда написали о том, что больше всего их поразил блеск в глазах Исигуро и Хонды. С этим не поспоришь.

Конечно же, с помощью текста много не передать. Тем не менее, слова этих людей, которые встретились вновь спустя 70 лет, были наполнены бесценным смыслом прожитой жизни.

Эти четыре часа пролетели как один миг.

«Сейчас я могу вам рассказать о многом, однако мой отец, который также был интернирован, ушел из жизни, так и не поведав ни о чем», — говорит г-н Хонда.

Эти слова произвели на меня большое впечатление, поскольку я потерял своего отца в шестилетнем возрасте, практически так ничего от него и не услышав. Я ощутил важность подобной передачи информации молодым поколениям. Без прикрас, без лжи, когда понимаешь, что нужно рассказать о чем-то важном, хотя хочется промолчать.

Если среди читателей найдутся те, кто помнит о бомбежке, войне, эвакуации или заключении, пожалуйста, расскажите об этом своим близким... Это мы тоже обсудили с участниками во время ужина, который также длился около четырех часов.

Ваши отцы, матери, бабушки и дедушки расскажут вам об этих событиях лучше и доходчивее, чем это делают СМИ.

Больше всего меня порадовало улыбающиеся лицо Исигуро, который сказал: «Думаю, этой ночью тот парень увидит хорошие сны». Он произнес это с радостной улыбкой на лице. Его глаза блестели.