В Приднестровье задули ветры перемен. Жители этой самопровозглашенной республики на территории Молдавии никак не могут поверить в то, что произошло в последние недели. Семидесятилетний Игорь Смирнов, авторитарный лидер республики в течение последних 20 лет, мирно передал президентский пост Евгению Шевчуку, бывшему спикеру парламента, ставшему символом надежды для тех, кто выражал свое возмущение политикой режима, существовавшего на левом берегу Днестра после распада СССР.
25 декабря в ходе второго тура президентских выборов Шевчук набрал 74% голосов против 20%, отданных Анатолию Каминскому, кандидатуру которого поддерживали российские власти. К своему собственному удивлению, Смирнов выбыл из борьбы уже в первом туре. Смирнов пытался воспользоваться теми рычагами влияния в Москве и Тирасполе, которые могли бы оказать ему действенную помощь, но было уже поздно.
Намерения у 43-летнего Шевчука самые хорошие, однако ему будет не так-то просто удовлетворить ожидания, которые он же сам и породил. Чуть меньше полумиллиона жителей, в основном представители славянских народов, едва сводят концы с концами в самопровозглашенной республике площадью чуть более 4.000 квадратных километров, отказавшейся подчиняться диктату оголтелых националистов, двадцать лет тому назад окопавшихся на противоположном берегу Днестра и выступающих за объединение с Румынией.
Еще по теме: Новый лидер Приднестровья хочет исправить отношения с соседями
Летом 1992 года Молдавия силой оружия попыталась подчинить себе Приднестровье, сумевшее отразить нападение. Впоследствии российский Александр Лебедь оперативно развел противоборствующие стороны. С тех пор, в соответствии с договоренностями, подписанными тогдашними президентами России и Молдавии, Борисом Ельциным и Мирчой Снегуром, миротворцы этих двух стран несут дежурство в зоне конфликта вдоль Днестра. В течение ряда лет ведутся переговоры, которые пока не принесли какого-либо результата, в формате пять плюс два: Россия, Украина и ОБСЕ в качестве гарантов; Евросоюз и США в качестве наблюдателей; Молдавии и Приднестровья в качестве конфликтующих сторон).
С избранием Шевчука возникают новые перспективы подхода к решению данной проблемы, но в окружении Смирнова высказывают опасения, что «смена поколений» может положить конец «старой гвардии, стержнем политики которой было неподчинение Молдавии».
«Победа оппозиции на выборах указывает на демократизацию нашей жизни. Выборы укрепили государственность Приднестровья», заявил Шевчук в интервью корреспонденту газеты El País, пообещав при этом обеспечить большее участие своих сограждан в государственном управлении. Новый президент отправил на пенсию ветеранов, в том числе министра безопасности Владимира Алтуфьева, пытавшегося дискредитировать Шевчука, представляя его как агента Молдавии. Шевчук набрал в свою команду большое количество представителей молодого поколения, среди которых много женщин, в том числе министр иностранных дел Нина Штанская.
«Положение не из простых», говорит Шевчук, «потому что мы унаследовали все хорошее и все плохое, и нам нужно время для того, чтобы развить первое, обнаружить и преобразовать второе». Бюджетный дефицит, достигающий 65%, эмиграция (с 1992 года самопровозглашенную республику покинули 200.000 жителей) и растущая бедность – таковы основные экономические сложности, с которыми мы сталкиваемся в «результате внутренних и внешних факторов», указывает новый президент. Среди внутренних факторов Шевчук называет бюрократию и излишнее регулирование экономики. После своего избрания президент старается не говорить о коррупции, образовавшейся вокруг семьи его предшественника Игоря Смирнова, а также о роли компании «Шериф», владеющей самыми лучшими бизнес-структурами Приднестровья, включая бензозаправочные станции, супермаркеты, мобильные и стационарные телекоммуникации, винно-коньячный завод «Квинт», текстильную фабрику «Тиратекс», хлебопекарни, телевизионный канал и радиостанции, футбольную команду со стадионом. «Предприниматели вели себя так, как власти им позволяли. Сейчас в руководстве Приднестровья произошли перемены, и образуем правительство, которое будет стоять на иных позициях. Мы попытаемся выправить положение без резких движений, создадим другие условия, которые будут способствовать появлению новых экономических субъектов. Надеемся, что все поймут, что конкуренция отвечает общим интересам», заявил Шевчук, не вдаваясь в подробности.
«Вступать в открытую борьбу с «Шерифом», вносящим значительные средства в бюджет и обеспечивающим население большим количеством рабочих мест, окажет весьма дестабилизирующее влияние», заявил один из экспертов, просивший не называть его имени. «Шериф», укреплявший свои монопольные позиции в течение двух десятилетий, сейчас диктует цены и душит конкурентов», говорит одна из служащих. Бывший министр иностранных дел Валерий Лицкай со своей стороны считает, что «Шериф» тоже развивается и теперь превратился в промышленный холдинг широкого профиля. В мире разработано много способов регламентирования деятельности монополии». Основные политики Приднестровья, как в аппарате президента, так и в правительстве, являются или являлись «обитателями планеты «Шериф», считает бывший министр.
Руководители «Шерифа» - Виктор Гушан и Илья Казмалы, как и Шевчук, ранее работали в правоохранительных органах. Шевчук был сотрудником Министерства внутренних дел с 1992 по 1998 год, а также занимал руководящую должность в компании «Шериф».
Еще по теме: Вторая приднестровская революция
Гушан, Казмалы и Шевчук знают друг друга и работали вместе. Когда Шевчук был спикером парламента (2005-2009), «Шериф» извлеку немалую прибыль от приватизации государственной собственности. Теперь президент заявляет, что не намерен с кем-либо бороться, а «конструктивно сотрудничать со всеми предприятиями». Шевчук хочет способствовать развитию малых и средних предприятий и «улучшать положение постепенно». Для начала Шевчук упростил процедуры перемещения для простых граждан, желающих вести торговлю на обоих берегах Днестра. Среди прочих объявленных мер – ответственность за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения и возможность возврата в государственную собственность предприятий, не выполняющих условия приватизации. На Приднестровье отрицательно сказывается статус «непризнанной международным сообществом» республики, политика Молдавии и Украины, мировой финансовый кризис, вызвавший сокращение спроса на товары местного производства (металлургические изделия, кабели, ткани, ликеро-водочные изделия и другое). При поддержке Молдавии и Украины Евросоюз держит миссию наблюдателей на границе Приднестровья с Украиной, которая с 2006 года требует оформления в центральных таможенных органах Молдавии всех грузов из Приднестровья, пересекающих ее границу.
Географическое положение вынуждает промышленные предприятия самопровозглашенной республики подчиняться этому требованию, однако учитывая то обстоятельство, что молдавские таможенные органы находятся западнее, грузам, идущим в направлении Украины и России, приходится пройти лишние 500 километров, получить разрешение молдавских таможенных органов. Это приводит к удорожанию приднестровских товаров. В результате некоторые предприятия, поставлявшие свою продукцию в страны, расположенные восточнее, вынуждены были закрыться, говорит Шевчук. «Евросоюз может помочь Приднестровью жить в XXI веке, а не в XVIII. Он мог бы, например, открыть границу с Украиной, чтобы мы могли экспортировать наши товары дальше на Восток, в Россию и другие страны СНГ. Достаточно было бы всего лишь политического решения», добавляет новый президент.
2012 год плохо начался для Шевчука, потому что утром первого января в зоне безопасности приднестровского конфликта на контрольно-пропускном пункте совместных миротворческих сил погиб 18-летний гражданин Молдавии. На своем автомобиле он дважды проследовал через КПП со значительным превышением скорости, сбив заграждение. В результате огня, открытого российским миротворцем, он был убит.
После этого инцидента официальные лица Молдавии вновь поставила вопрос о замене российского миротворческого контингента миссией гражданских наблюдателей ОБСЕ. В 2009 году Россия и Молдавия уже пришли к соглашению о замене российского миротворческого контингента на группу международных наблюдателей, но только после урегулирования статуса Приднестровья. Лицкай считает, что кишиневские власти используют произошедший инцидент, что проверить на прочность нового президента. Шевчук в свою очередь обвиняет молдавские власти в том, что они «используют человеческую трагедию, чтобы разрушить основы механизма, не допускающего вспышки военных действий». «Мы категорически против изменения формата миротворческой операции. Для его пересмотра нет оснований, поскольку нет политического соглашения, которое могло бы служить основой для заключительного урегулирования». В феврале в Дублине продолжатся переговоры в формате пять плюс два.
Читайте также: Устраивает ли Москва в Приднестровье "оранжевую революцию"?
К двусторонним проблемам (статус русского языка, участие в работе представительных органов, унитарное или федеральное устройство государства) добавляются геостратегические. Россия выступает за то, чтобы предоставит Приднестровью максимально широкую автономию в составе Молдавии, но при этом требует гарантий того, чтобы это государство продолжало оставаться нейтральным и не было поглощено Североатлантическим альянсом. Евросоюз, США и Молдавия настаивают на выводе из Приднестровья дислоцированного там российского миротворческого контингента, в задачи которого также входит охрана оружейных сладов, оставшихся от бывшего СССР.
В Молдавии сейчас не самое лучшее положение для ведения переговоров, поскольку обладающий большинством мест в парламенте Альянс «За европейскую интеграцию» вот уже несколько лет не может выбрать президента страны, после того как в 2009 году коммунист Владимир Воронин сложил с себя полномочия главы государства.
Москва устала от Смирнова
Интересы просоветски и проросийски настроенного Игоря Смирнова стали все больше расходиться с интересами Москвы после 2008 года, когда президентом России стал Дмитрий Медведев. Укрепившись во власти, бывший директор завода Смирнов снисходительно относился к корыстолюбию своих сыновей Владимира и Олега и не обеспечивал эффективное использование денежных средств, выделявшихся ему из российского бюджета, чтобы, среди прочего, доплачивать 15 долларов к скудной пенсии жителей Приднестровья, имевших российские паспорта. Их число превышало сто тысяч.
Мало того, Смирнов стал препятствием для Медведева, когда он –после признания государственной независимости Абхазии и Южной Осетии, что вызвало неприятие со стороны международного сообщества- решил разрешить ко всеобщему удовлетворению хотя бы один из «вялотекущих конфликтов», унаследованных от СССР (четвертым конфликтом является спор вокруг Нагорного Карабаха).
Еще по теме: Россия угрожает запретить приднестровский коньяк
Уже весной 2008 года, когда российские власти стали предпринимать конкретные шаги по признанию Абхазии и Южной Осетии, высшие руководители российской дипломатии «весьма однозначно заявили, что не намерены признавать независимость Приднестровья», рассказывает Валерий Лицкай, бывший в ту пору министром иностранных дел самопровозглашенной республики. «Смирнов не хотел этого принимать», добавляет он.
Таким образом, когда в декабре наступило время президентских выборов, российские власти сделали ставку на спикера парламента Анатолия Каминского и одновременно развернули кампанию по дискредитации Смирнова, использовав компромат, имевшийся на его сына Олега, которого Следственный комитет РФ обвиняет в хищении 160 миллионов рублей, направленных Приднестровью в виде гуманитарной помощи.
Семья Смирнова, имеющая недвижимость и денежные средства в Москве, боялась и боится за свое будущее, хотя на данный момент все указывает на то, что ни российские власти, ни Шевчук собираются их преследовать, если они откажутся от политической деятельности. Шевчук уже отстранил Владимира Смирнова от должности начальника таможни, считающейся одним из самых коррумпированных учреждений самопровозглашенной республики.
«Мы не будем судить тех, кто был до нас. Что произошло, то произошло. Мы будем стараться выправлять положение постепенно», говорит Шевчук, подписавший указ о гарантиях неприкосновенности своему предшественнику как «первому президенту» Приднестровья.
КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:
edug говорит:
Они бросили на произвол судьбы приднестровцев, как уже поступили точно также с русским населением прибалтийских республик, с моряками подводной лодки «Курск», гражданским населением Чечни, с русскими в других республиках, с косовскими сербами, и так далее. Вот что из себя представляет олигархический капитализм.